Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

26.05.2014
Политика и экономика
1442
ТАЛАНТЛИВЫЙ полуДИКТАТОР
Два события последней недели были главными – подписание газового контракта между Россией и Китаем и Петербургский экономический форум. И вроде бы основным событием должны были стать выборы Президента Украины, но главное все-таки было не там. В любом случае само по себе избрание Президента Украины не решает пока ни одной проблемы – нужна адекватная взвешенная политика украинских властей, которая поможет всех успокоить. А это может быть явно видно, дай Бог, через месяц, никак не ранее.

В начале недели Путин с большой российской делегации был в Китае. Там были долгие и сначала непродуктивные переговоры о газовом контракте. И на второй день визита этот контракт был подписан. (Напомним, что переговоры о поставках российского газа в Китай шли давно с 2004 г.). Контракт был нужен позарез России. И не столько с точки зрения экономики, сколько с точки зрения политики. Путину нужно было показать миру, что он в состоянии выкручиваться из очень сложных условий. В итоге в контракте указаны следующие основные параметры:

  • срок контракта — 30 лет,
  • общая стоимость контракта - $400 млрд,
  • 38 млрд куб. м газа в год,
  • предоставление участникам проекта преференсных налоговых режимов.

Похоже, что Китай больше выиграл от этого контракта, хотя Россия тоже никак не проиграла. Теперь у России есть реальная вариативность возможных поставок газа, и некоторая уверенность в том, что Запад теперь будет более сговорчив как по экономическим, так и по политическим вопросам. Китай же получил не только относительно дешевое сырье. Помимо всего прочего Китай получил увеличение своего влияния в мире – контракт с Россией это еще подчеркивание своей независимой позиции и демонстрация своей возрастающей мощи в мире. Китай контрактом должен быть очень доволен. Путину же именно в канун Петербургского форума и встречи глав ведущих западных государств в начале июня в Нормандии нужен был потенциальный союзник и хоть какой-то козырь в крупной внешнеполитической игре. Путин этот козырь в итоге получил. Без этого он бы выглядел очень бледно. Почти все западные страны были уверены, что Китай контракт не подпишет. А он подписал. Теперь Путин снова король – и Крым скушал и потенциально обезопасился на предмет действительно широких экономических санкций Запада, основной которой могла бы быть тенденция на понижение объемов поставок российского газа в европейские страны. Это удивительно, но, похоже, что Путин выиграл очередной раунд заочного спора с Западом. Правда, пока не выиграл всю кампанию. Но даже и этот временный успех явно можно записать как личную заслугу Президента РФ.

полудиктатор.pngБуквально на следующий день после возвращения из Китая, В.Путин уже солировал на Петербургском международном экономическом форуме. Выглядел как победитель и был в хорошем настроении. Солировал он очень успешно, шутил, временами вызывая приступы гомерического хохота среди участников форума. Но самое главное – он сказал, что будет работать с вновь избранным президентом Украины. Несмотря на отсутствие значительного круга первых лиц западных компаний, главный итог форума – на Украине рано или поздно будет умиротворение и Россия этому будет способствовать. Бизнес в последние несколько последних месяцев был очень напряжен – его риски выросли в связи с высокой геополитической напряженностью, а бизнес этого очень не любит. Это всегда непредсказуемость и дополнительные расходы. С учетом задорно-шутливого настроения Путина на ПМЭФ можно сказать, что бизнесу был послан главный сигнал - не беспокойтесь, все будет хорошо, будем работать, будем развиваться, будем с уверенностью смотреть в будущее. Слова, конечно, остаются словами, однако в данном случае, даже они играют весьма важную роль. Рынки отреагировали на эти слова весьма позитивно.

Не исключено, что это хорошее настроение Путина связано и еще с тем, что по итогам апреля впервые за этот год Росстат и Центробанк РФ продемонстрировал хоть какие-то положительные тенденции в российской экономике. Статистика Росстата подтверждает возвращение части скупленных населением наличных долларов в рубли (напомним, в первом квартале 2014 года домохозяйства купили $20 млрд). Так, реальные располагаемые доходы населения, которые учитывают продажу валюты, за апрель выросли на 16,3%, после того как за март сократились на 4,5%. Данные ЦБ о состоянии банковской системы в апреле, в свою очередь, фиксируют увеличение рублевых депозитов физических лиц на 300 млрд руб., хотя валютные депозиты сроком больше года не изменились. Аналитики убеждены: страхи обвальной девальвации уменьшились в апреле. На этом фоне ослабло и частное потребление. Рост оборота розницы в годовом выражении замедлился до 2,6% с 4% в марте. Основной вклад в это внесли непродовольственные товары. То есть люди, имеющие какие-то деньги, из-за страхов девальвации серьезно тратились в 1 квартале 2014 г. на импортные товары, а теперь опять стали обращаться к стратегии сбережения свободных финансовых средств. Однако эта тенденция о двух концах – в 1 квартале наблюдалось перепотребление, теперь же этот фактор будет основным, который охладит частный спрос в краткосрочной перспективе.

Параллельно медленно и печально развивается кредитный кризис. Это признал на ПМЭФ глава Сбербанка Герман Греф. Сбербанк ужесточил требования к заявкам, которые подают в банк как физические, так и юридические лица. В рознице доля одобренных заявок снизилась с 80% до 55%. полудиктатор1.png"Примерно такая же ситуация в корпоративном секторе", - отметил Греф. В первом квартале 2014 г. среднемесячные темпы прироста просроченной задолженности по выданным населению кредитам выросли с 2,8% до 4,2%. Качество долга граждан "продолжает устойчиво и достаточно интенсивно ухудшаться". Помимо явной просрочки, растет и ее скрытая часть, которую маскирует пролонгация гражданами ранее взятых кредитов. Как мы и писали ранее, хуже всего дела с платежной дисциплиной обстоят в сфере потребительского кредитования. По оценкам экспертов при сохранении текущего уровня платежной дисциплины доля просроченной задолженности в кредитах населению должна будет вырасти еще примерно вдвое (с 6% до 11-12%).

Еще одна неприятная новость от Росстата - на 2,4% вырос за апрель совокупный объем просроченной задолженности организаций по зарплате работникам, на 1 мая он составил 2,6 млрд руб. Максимальные размеры задолженности по зарплате имели организации по добыче полезных ископаемых (1 млрд руб.) и обрабатывающие производства (900 млн руб.). Наибольший прирост размеров задолженности за последний месяц произошел у организаций коммунальной сферы (116%) и здравоохранения (116%), ее сокращение было зафиксировано в сфере добычи полезных ископаемых (–8%). Не исключено, что рост задолженности по зарплате напрямую связан и с ростом просроченной задолженности по кредитам.

Очень любопытна была на Петербургском форуме панельная сессия Сбербанка на тему «Новая конкурентоспособность: альтернативы и перспективы». Глава Сбербанка Герман Греф здесь выступил как бы в качестве основного внутреннего оппонента Правительства РФ. Г.Греф открыто признался, что ему лично экономическая политика правительства России до конца не понятна: «Мне не понятна экономическая политика не только в ее провозглашенном виде, но и в ее проводимом [виде]». Это очень любопытное признание, особенно учитывая тот факт, что чуть ли не половина руководителей нынешнего экономического блока Правительства и Центробанка РФ это бывшие ученики и соратники Грефа по работе в правительстве, а Сбербанк – это крупнейший российский банк с гос.участием. Греф охарактеризовал падение темпов экономического роста в России как «драматическое» и констатировал, что в этом году Россия столкнется со стагнацией. полудиктатор2.png«Мы прогнозируем, что рост составит от минус 0,5 до плюс 0,5%. Но это статистическая погрешность. Украинская ситуация повлияла на нас больше, чем мы предполагали. Отток капитала за 2014 г. — $65 млрд, это рекордный показатель. Инвестиции в основной капитал снизились на 4,5%. Я не помню, когда такое было», — подчеркнул президент Сбербанка. Также весьма выразительно высказывался и министр экономического развития г-н Улюкаев. Он критиковал непоследовательность Правительства РФ… Любопытно, да? Улюкаев привел примеры непоследовательности решений, принятых руководством РФ. Государство обещает снижать административную нагрузку на бизнес, но постоянно принимает новые законы и предъявляет новые требования, причем под благовидными предлогами защиты безопасности и охраны окружающей среды. Говорится о развитии малого бизнеса, но принимается решение повысить страховые взносы для индивидуальных предпринимателей; есть обещание не поднимать налоговую нагрузку, но под разными предлогами нагрузка так или иначе возрастает, перечислил министр. «Мне кажется, вот этот разрыв между правильно продекларированными целями и далеко не всегда им соответствующей практикой у бизнеса порождает неуверенность». Как говорится, золотые слова. А на практике что? Пока все тоже самое.

Посмотрим, что будет дальше, тем более, что Путин выдвинул некую экономическую программу, состоящую из 7 шагов. Главными ударными пунктами этой программы стали:

Развитие импортозамещения и возвращение «собственного рынка национальным производителям», в том числе, занимающимся производством программного обеспечения, радиоэлектронного и энергетического оборудования, текстиля и работающим на рынке продовольствия. Для этого будет создан фонд развития отечественной промышленности. Глава Минпромторга Денис Мантуров уже пообещал, что фонд заработает в 2015 году.

• Планируется предоставить налоговые льготы greenfield-проектам, предполагающим строительство бизнеса с нуля, в рамках капитальных вложений в бизнес.

• Разработка механизма поддержки компаний, применяющих в работе наилучшие доступные экологически чистые технологии. Для компаний, работающих на старом оборудовании и применяющих устаревшие технологии, будут санкции в виде дополнительной налоговой нагрузки.

• Ускорение работы над пакетом из 160 законопроектов по улучшению условий ведения бизнеса в России. Они должны быть внесены в Госдуму РФ уже до конца этого года, хотя изначально планировалось, что работа над ними будет вестись до конца 2015 года.

Вроде бы все правильно, симпатично, доступно и экономически обосновано. Однако почитайте вновь предыдущий абзац с высказываниями Грефа и Улюкаева. Ничего Вам не кажется странным и хождением по одному и тому же замкнутому кругу?

полудиктатор3.pngС очень странным заявлением выступил на начале прошлой недели М.Прохоров. Он покинул пост председателя политкомитета партии «Гражданская платформа». Вслед за ним покинула все посты в партии и его сестра И.Прохорова. Объяснение последовало просто мощное – для того, чтобы лучше подготовится к выборам в ГосДуму РФ 2016 г. Логики между первым и вторым суждениями никакой. Но М.Прохоров всегда отличался нелинейной логикой. Версий такого события может быть только два: 
1. Прохоров наигрался в политику и просто по тупому сокращает свои расходы на содержание «непрофильных» активов. В пользу этой версии говорят те факты, что он совсем недавно прекратил проект «E-мобиль», а также перестал быть главой российской федерации биатлона (то есть просто перестал финансировать биатлон своими личными средствами). 
2. Прохорова в Кремле попросили прекратить финансировать партию, поскольку на выборах законодательные собрания регионов эта партии набирала опасно высокие показатели. А в преддверии парламентских выборов каждая победа ГП воспринималась бы как реальная альтернатива существующему господству ЕР. Поскольку сам М.Прохоров давно и охотно сотрудничает с Кремлем, не исключено, что он просто так по-тихому слил свой политический проект. Всем понятно, что без соответствующего финансирования и сильного лидера, «Гражданскую платформу» ждет судьба «Правого дела» - незавидная и печальная. Есть правда еще одна версия, Прохоров принял на вооружение более хитрую и неоднозначную стратегию. Возможно М.Прохорова и попросили слиться. И он формально согласился, но перешел к партизанской тактике – сильно не высовываться в противовес власти, но и не исчезать из публичной плоскости. По крайней мере, в конце прошлой недели он опубликовал весьма содержательную статью в «Коммерсанте» и весьма неплохо выступал в качестве эксперта на ПМЭФ. Статья в «Коммерсанте» вообще носит своеобразный программный характер, можно даже сказать альтернативный вариант видения экономической политики в России. И это произошло до выступления В.Путина на форуме. Вот основные тезисы статьи М.Прохорова:

1. Реформа системы управления регионами. В России давно назрела реформа укрупнения регионов на основе экономической целесообразности, но этот процесс долог и сложен. Федеральные округа вовсе необязательно должны совпадать с границами субъектов федерации Нужен единый Южный округ, куда входил бы и Крым. В составе Уральского федерального округа, следует выделить Полярный округ, отнеся к нему все территории, лежащие к северу от Полярного круга и объединенные Северным морским путем. На Дальнем Востоке сформировать Тихоокеанский округ, включающий в себя восточные побережья и ориентированный на формирование вектора развития в направлении Тихого океана, где стратегическим партнером могла бы стать Япония; на южных границах — Южно-Сибирский округ, протянувшийся вдоль границ Китая и Монголии, с задачей создания мощного промышленного кластера для защиты рубежей России и с возможной экономической экспансией на территорию Китая; оставшуюся часть Сибири можно объединить в отдельный федеральный округ, сконцентрировав там энергоемкие промышленные производства: с акцентом на внутреннее развитие, в том числе на создание мощных компьютерных баз с учетом наличия свободной электроэнергии.

2. Снижение налоговой нагрузки

Оставить больше денег у граждан и предприятий, а не перераспределять средства через неэффективное государство.

Снизить НДС с 18% до 15% (а для малых предприятий и сферы услуг — до 5-6%) — при этом приняв ряд мер для выравнивания положения отдельных секторов.

Сократить страховые отчисления. Наши страховые платежи в размере 30,2% от заработной платы (12,2% от ВВП) выше, чем в Испании, Швеции, Финляндии, и немного ниже, чем в Германии; они вдвое превышают уровень США и в два с половиной раза — Южной Кореи. Нужно вернуть их на уровень 26%, дав пенсионным фондам право инвестировать средства в облигации крупных компаний, окупаемые инфраструктурные проекты, строительство и эксплуатацию коммерческого жилья и недвижимости.

Отменить налоговые льготы, которые устанавливает федеральное законодательство по региональным налогам и сборам, что ведет к выпадению 300 млрд руб. доходов регионов.

3. Повышение производительности. Главная проблема российской экономики состоит в ее крайне низкой производительности.

• В конце 1980-х годов выработка на одного занятого в экономике СССР составляла около 34% американского показателя. В 1997-1998 годах эта цифра, по данным МВФ, упала до 20,5% и к кризису 2008 года вернулась к уровню чуть выше 30%. Сейчас она составляет 27%. Высокие цены на энергоносители пока позволяют государству перераспределять огромные ресурсы и не заботиться об обновлении основных фондов.

• Задача повышения производительности должна стать первоочередной и всеобщей. Ей нужно подчинить деятельность не только предпринимателей, но и работников бюджетной сферы. Здравоохранение, образование, государственные услуги — результаты такой деятельности могут казаться бесплатными, но ими не являются. Зарплата всех занятых в этих сферах должна быть четко привязана к расчетной производительности их труда: соответствующие методики давно разработаны в развитых странах, и их нужно как можно скорее брать на вооружение.

• Массовый вывод устаревших мощностей, которые составляют в ряде отраслей промышленности до 80%. С учетом усиления конкуренции между странами за мировой капитал государство могло бы активно участвовать в закрытии устаревших предприятий вплоть до их выкупа или ужесточения стандартов, открывая рыночные ниши для современных, давая им люфт для выхода на рынок.

Реструктуризация российских компаний, которые перегружены непрофильными активами и сервисными подразделениями. Чем больше компания занимается своим профильным бизнесом, тем она успешнее.

4. Сокращение издержек. Оборотной стороной этой же проблемы является вопрос издержек. Россия по большинству критериев — среднеразвитая догоняющая экономика, основанная на ресурсных отраслях. Условие быстрого развития таких экономик — относительно низкие издержки производства. Однако логика развития нашей экономики в последние годы построена на их повышении.

• Государство, заинтересованное в росте доходов принадлежащих ему компаний, повышает цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. В интересах потребителей должно быть все наоборот.

• Сегодня цены на большинство товаров в России превышают показатели развитых стран. Бензин давно уже стоит столько же, сколько в США, цены на электроэнергию также догнали американские. Внутренние цены в России уперлись в мировые при доходах населения в 2,5 раза более низких, чем в США и ЕС, и при крайне низком качестве государственного управления.

• Снижение издержек — важнейшая задача. Для того чтобы добиться перелома в этой сфере, нужно несколько мер - демонополизация и рост конкуренции, постепенное сокращение разрыва со стандартами ЕС (пересмотр устаревших СНИПов и промышленных стандартов), сокращение административных издержек (на чиновников, на разрешительную документацию, на пресловутую "безопасность", которая зачастую преодолевается взятками), и переход на систему страхования, что резко сокращает время на реализацию проектов и делает процедуру прозрачной.

5. Трансформация социальной политики. В условиях глобализации социальная политика уже перестала быть только нашим внутренним делом, а является составляющей мировой конкуренции за человеческий капитал. Люди, особенно высококвалифицированные, сегодня гораздо мобильнее, поэтому жить и трудиться предпочитают там, где им комфортно. Социальная политика должна стать инструментом оптимального распределения и эффективного использования трудовых ресурсов и стимулов; и, с другой стороны, за то, чтобы государство адресно оказывало нуждающимся гражданам помощь, а не чрезмерную поддержку и дестимулирование тех, кто и сам о себе может позаботиться.

• Глубокая реформа социально-трудовой сферы, которую можно разделить на три части: Трудовой кодекс и охрана труда, новый Социальный кодекс и Страховой кодекс. Все эти части структурно взаимосвязаны, об этом пойдет речь в следующей статье.

Ну чем не альтернативная экономическая программа? В чем-то с ней можно поспорить, но с основными тезисами - сложно. Но опять встает вопрос о разрыве правильных слов и реальной экономической практики. См. еще раз суждения Грефа и Улюкаева. Но в любом случае вразумительная, пусть даже и умозрительная альтернатива лучше ее отсутствия.

И напоследок. На Петербургском форуме анонсировали запуск новой поисковой системы государственного конкурента "Яндекса".

Поисковик, который будет располагаться по адресу sputnik.ru, разработан ООО «Спутник», 100-процентным дочерним предприятием «Ростелекома». В апреле 2014 г. вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов отмечал, что «Спутник» станет поисково-сервисным порталом. полудиктатор4.png«В администрации Дмитрия Медведева заговорили о государственном поисковике в 2008 году, после войны в Грузии», рассказывал газете «Ведомости» депутат Госдумы Илья Пономарев, «информация в новостной подборке поисковиков часто не соответствовала официальной, но имела большой резонанс». И вот результат. Теперь есть полностью подконтрольный власти поисковый сервис. Представляется, что один из очередных шагов в борьбе с неподконтрольным «Яндексом». Будет ли он успешным, сказать трудно. Но все знают, что наше государство способно разваливать и гораздо более экономически мощные проекты. Вспомните, где был «Юкос» лет 15 назад. И где он сейчас? А очаровательный, любящий пошутить полуДиктатор до сих пор с нами. И очень, очень многим нравится.

Евгений Голубев

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?