Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

22.07.2019
Политика и экономика
2796
Чем Турция может напоминать Россию
Специальный корреспондент «Клуба социологов» в Стамбуле Аскер Замиров сообщает некоторые подробности о выборах мэра столицы турецкой республики. Казалось бы, какое россиянам до этого дело? Да и «пирожок остыл» информация не новостная... А вы все-таки прочтите. Попробуйте сравнить. Главным образом реакцию турок и россиян на давление сверху. Это иногда и постфактум не вредно делать. Особенно на фоне масштабного «винтилова» возле московского избиркома…
Чем Турция может напоминать Россию
Когда я, собираясь в Турцию, говорил, что надеюсь немного отдохнуть от российских реалий, в 9 случаях из 10 это вызывало бурное возмущение. «Нашел свободную страну!» - сердились собеседники - «В Турции то же самое, что и у нас! Турецкий президент Эрдоган - уменьшенная копия Путина! И живут они поэтому ничуть не лучше!»

Эрдоган.jpgМне было нечего возразить. Все так. Реджеп Таип Эрдоган использует такие методы управления, что приходится сдерживаться, чтобы случайно не назвать его Владимиром Владимировичем. Путешествуя по Турции, я беседовал о политике не менее чем с сотней турок, самых разных профессий, с разным уровнем достатка и образования. Хвалебный отзыв об Эрдогане услышал 1 (один). От чиновника.

Господин Эрдоган в 2019 году провел референдум, и успешно превратил страну в президентскую республику. Потом последовали досрочные парламентские и президентские выборы, и вся полнота исполнительной власти была сосредоточена в руках Эрдогана. По неподтвержденным, но упорным, слухам, экономику страны контролируют 3 мафиозных «семьи».

Любимая тема Президента - внешние и внутренние враги, которые хотят расчленить страну. Глядящие с цветных плакатов мор… (пардон, что-то с корректурой) я собирался написать «лица» деятелей эрдогановской «Партии Справедливости и Развития» вызывающе толсты и похожи на единороссовские физиономии, как однояйцевые близнецы.

В последние годы на выборах ПСР все чаще блокируется с националистами. По всей стране ударными темпами строятся мечети, людей пугают видео с нападением на мечеть в Новой Зеландии, кругом враги и неверные. В прошлом году Эрдоган с ближайшими соратниками устроил показательную молитву во всемирно известном храме Айя-София. А через год последовало пиар-продолжение. Дело в том, что в 1935 году Кемаль Ататюрк (спаситель страны после поражения в Первой Мировой, великий реформатор, невероятно популярный в турецком обществе) превратил мечеть Айя-София в музей. А Эрдоган за неделю до муниципальных выборов публично обещал вновь сделать Софию мечетью. Еще этот волшебный политик активно вмешивается в деятельность банков, и настойчиво портит отношения с ЕС и США. А 15 июля 2016 года в Стамбуле произошел «военный переворот». Все сколько-нибудь образованные местные считают, что это была инсценировка устроенная Эрдоганом. Тогда военные, неведомо с какого перепуга, захватили один из мостов через Босфор. Президент призвал народ на улицы, «спасать страну». Военные начали стрелять, разгневанная толпа вытаскивала солдат из броневиков, героические полицейские предотвращали самосуд. Все это приправленное кровью шоу завершилось чем? Чем-чем? Правильно, масштабными экспроприациями собственности «предателей» проведенными президентом. Результаты подобного правления закономерны и напоминают российские достижения. Экономика Турции в официально признанной рецессии. В прошлом году турецкая лира потеряла 36% стоимости и по прогнозам экспертов  продолжит падать. Инфляция достигла 20%, безработица - 13%. Президент ответил приказом муниципалам - открыть киоски по продаже продуктов по субсидированным ценам. По 3 кг в руки. Очереди выстроились неслабые, хотя реальный бытовой уровень жизни в Турции с российским сравнивать не хочется, за отчизну обидно. В общем, с первого взгляда, на 100% правы те, кто доказывал мне, что Турция и РФ - близнецы-братья.

Но проверка ситуации на местности показала - не всегда первого взгляда достаточно. Оказалось, что есть способы «дать по рукам» и всемогущему президенту. Его поддерживают рабочие и селяне, слепо верящие пропаганде. За него вовсю «топит» духовенство. 15 лет подряд нигде (кроме курдских провинций) никто, кроме верных «пэсэровцев», на муниципальных выборах не побеждал.

 А турецкие муниципальные выборы - штука серьезная. В них участвует 23 тысячи кандидатов от всех партий. Синхронно избираются мэры 30 крупных городов, руководители 51 муниципалитета, и муниципальные служащие, вплоть до мухтаров - квартальных старост. Попахивает формированием реальной власти. А  Стамбул сам Эрдоган  в ходе предвыборной кампании называл «ключом к Турции». Еще бы! Это не просто ключ, а золотой ключик! Самый крупный город Турции, около 17 миллионов населения, дает 20% ВВП страны, ни много ни мало - 240 миллиардов долларов. Казалось бы, партии власти. приватизировавшей весь админресурс, бояться нечего. Тем более, что оппозиционные партии именно на местных выборах друг с другом сроду не блокировались, В общем, все забетонировано. Однако Эрдоган на лаврах не почивал, может предчувствовал что-то... Он лично возглавил предвыборную кампанию кандидата в мэры Стамбула от ПСР, целого бывшего премьер-министра, Бин Йылдырима. Провел больше 100 митингов. Обвинял оппозицию в сговоре с курдскими боевиками. Называл выборы «референдумом доверия», и в случае  провала ПСР пророчил гибель Турции.

Настал день выборов подготовленных по российскому сценарию, то есть с известным заранее результатом. И вдруг грянул гром. 31 марта избиратели  проявили присущую туркам мощную активность, и дали явку 85% (на президентских выборах в РФ было 67%). Эрдогановские кандидаты проиграли в Измире (третий по величине город), Анкаре (столица, где и живет Эрдоган), огромной курортной Анталии, и в результате - в 7 из 12 системообразующих городов страны. И главным ударом, “вишенкой на торт”, стала победа оппозиционного кандидата в Стамбуле.

Имамоглу.jpgБорьба была суровой, админресурс, помоноженный на малообразованное большинство, - страшная сила. Кандидат от самой сильной оппозиционной Республиканской Народной Партии Екрем Имамоглу опередил Бин Йылдырима всего на 14 тыс. голосов, на 0,17%. Выборная комиссия считала и пересчитывала бюллетени полмесяца, стамбульцы уже устали издеваться над этим процессом в Интернете. В середине апреля Имамоглу все-таки вынуждены были вручить мандат мэра.

ПСР утратила контроль над Стамбулом, впервые с 1994 года, когда мэром был сам Эрдоган. Через 18 дней партия власти подала апелляцию на отмену результатов выборов во всех 39 районах Стамбула, и в мае правительство назначило дату повторных выборов мэра - 23 июня. Для смещения Имамоглу было сделано все возможное. Живущие за границей турки, среди которых много оппозиционеров, не получили права голосовать. Дату выбрали идеально - студенты на каникулах, сотни тысяч избирателей в отпусках, десятки тысяч предпринимателей уехали в провинцию, заниматься летним бизнесом. Большинства  оппозиционеров Стамбуле 23 июня не будет и…

И вот тут турки устроили ”и…”.  Просто и незатейливо отказались играть роль бессловесного стада. Сначала устроили акцию протеста - одновременно открыв окна стучали половниками по кастрюлям.  

А затем начался уже настоящий протест. Отели средиземноморского побережья один за другим размещали в Интернете объявления про то, что “23 июня ожидается нашествие акул” или “невероятно сильные шторма” и потому выход к морю закрыт, и самое время поехать на пару дней в Стамбул.  Предприниматели, бросив все дела, ехали на выборы. Мэр(!) города Аданы разместил в Твиттере официальное(!) сообщение: “Дорогие гости! Мы вас очень любим, но 23 июля у нас ожидается 150 градусов жары, приезжайте попозже”. Авиакомпании “Пегасус” и “Тюркиш Айрлайн” (между прочим, официальный главный авиаперевозчик страны) объявили, что всем, чей отпуск выпал на 23 июня, билеты поменяют бесплатно. Количество перенесенных и отмененных отпусков достигло 85-90%. В Сети появились предложения оплатить дорогу желающим проголосовать студентам, и бесплатного ночлега накануне выборов.

Несколько небольших оппозиционных партий, включая турецких коммунистов, вышли из предвыборной гонки, призвав своих сторонников голосовать за Имамоглу. И оказалось, что солидарный протест активных избирателей сильнее “всесильной” авторитарной власти. 23 июня Имамомоглу был повторно избран мэром Стамбула, на этот раз с перевесом в несколько процентов.

Город праздновал - машины захлебывались гудками, люди до утра плясали и пели на улицах и в кафе. 

загружено.jpg

Как раз в этот вечер в Стамбул приехала моя хорошая знакомая, учительница с Дальнего Востока. “Что так шумно празднуют?” - спросила она. “Выборы”- ответил я. “Когда же у нас в России так будет?” - вздохнула гостья. У меня ответа не нашлось. 

Позже я беседовал с турками на тему выборов. Вопросов типа “не боитесь ли вы” или “ что заставило вас голосовать за оппозиционера” они просто не понимали. Для них не позволять собой манипулировать абсолютно естественно (это интересно бы обдумать российским избирателям). А вот про причины протеста турки кое-что пояснили (это не мешало бы обдумать российским управленцам, но видно пока гром не грянет...)

*   *   *

66445053_1081702052025903_7912612558589132800_n.jpgУмай, 14 лет, школьница. Дочь муниципального чиновника из города Чанаккале, где на выборах также победил оппозиционный кандидат. (на фото - Умай с дедушкой, который (о легенда о консервативных пенсионерах!) поддерживает РНП).

УМАЙ: “Я не фанат именно РНП. Но эта партия, в отличие от сторонников  Эрдогана, следует идеям Ататюрка, и я буду продолжать поддерживать их кандидатов. Благодаря тому, что сделал Ататюрк, я могу получить образование, у меня есть право выбора. И к счастью у меня одна мама, а не пять!”

*   *   *

Нурол Туджок, 68 лет, экономист, с 2001 года живет и работает в США. Не имел возможности принять участие в выборах, но его жена Ойя приехала из Штатов в Стамбул и проголосовала за Имамоглу.

НУРОЛ и ОЙЯ: “Кажется, Эрдоган и его окружение считают, что до сих пор живут в Османской империи. Эрдоган пытается построить что-то вроде халифата и, видимо, стать халифом. У него вообще нет никакого экономического курса. Он не понимает, что экономика в современном мире стала глобальной, все процессы взаимосвязаны. А Эрдогану кажется, что, если он прикажет поднять курс лиры - курс поднимется. Специалистов, пытающихся объяснить президенту, что это не так, просто увольняют. ПСР отрицает все либеральные ценности. Поддерживать такую власть - значит не поддерживать Турцию.

*   *   *

Шебнем.JPGФатма Шебнем Карагель, 68 лет, предприниматель владелица отеля в городе Ассос. Живет в Стамбуле. На выборы 23 июня приезжала специально, оставив бизнес на помощников.

ФАТМА ШЕБНЕМ: “Причины поддерживать оппозицию можно перечислять часами. За 17 лет Эрдоган 15 раз менял систему образования, ввел обязательные религиозные классы, и навел хаос в этой сфере. Ни один человек из моего довольно широкого круга общения Эрдогана не поддерживает. Все предприниматели страдают от его “управления”. Рассказывая о своем образовании, он называет учебные заведения, которых в те годы еще не существовало. Эрдоган очень похож на Путина, но российский президент, как мне кажется, прислушивается хотя бы к своему окружению, а Эрдоган игнорирует все мнения, - социологов, экономистов, всех. Он ставит на министерские должности родственников, а те выступают за границей с такими докладами, что все слушатели смеются. Он построил мост Османгази через Мраморное море, и отдал его частной компании. Проезд по мосту стал платным и весьма дорогим. А если компания не получает заранее установленную прибыль - разницу покрывает бюджет. Что это? Эрдоган продает все подряд - газовые и нефтяные компании, телефонные сети, все, вплоть до лотерейного бизнеса. Контролирующую продажу алкоголя компанию он продал за 200 миллионов долларов, покупатель тут же перепродал ее за миллиард, на следующей перепродаже цена выросла до двух миллиардов. Президент построил новый аэропорт за громадные деньги, вопреки предостережениям специалистов, точно на пути миграции птиц. Он собирался построить второй Босфор - Истанбул-канал, чтобы соединить Черное и Мраморное моря, и таким образом обойти старый договор о запрете прохода военных кораблей через Босфор. И предложить Путину, видимо в качестве крупной взятки, пользоваться новым каналом. Эта афера не осуществилась просто потому, что деньги кончились. Турции больше никто не дает кредитов. Наверное ясно, почему я ездила в Стамбул голосовать за Имамоглу?

*   *   *

Гокан и Гезде.JPGГезде Герай Юзгюль 42 года, домохозяйка, Гокан Юзгюль 48 лет; директор по освещению на стамбульском телевидении.

Супруги Юзгюль проголосовали за Имамоглу, и по их мнению их выбор абсолютно естественен. Диктаторским замашкам нужно противостоять. Всеми доступными способами и не откладывая на завтра.

*   *   *

Опрос еще нескольких бизнесменов, студента факультета журналистики, парочки уличных торговцев, и еще  нескольких респондентов нет смысла приводить детально - все это будут вариации на тему то самой фразе: “Диктаторским замашкам нужно противостоять”. И можно. Ну, а кто не умеет - не жалуйтесь.

текст Аскер Замиров

фото Екатерины Мальцевой


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?