Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

09.09.2014
Ярославль
3887
Михаил Татуровский: Система бездействует, люди не привыкли отвечать за свою работу
Михаил Татауровский: - Сыктывкарский - это наш проект. Я был начальником управления финансов, и мы вместе с главой активно взялись за привлечение инвестиции в район. Сыктывкарцы прислали нам инвестиционное предложение, мы ответили, и началось сотрудничество. Потом выяснилось, что инвесторы оценили наш прием. Если относиться к бюджету, как к своему детищу, будешь стараться заинтересовать инвесторов. Через некоторое время у меня появилась возможность заняться развитием этого инвестиционного проекта изнутри, в качестве заместителя директора. Это был ценный опыт.
Михаил Татуровский: Система бездействует, люди не привыкли отвечать за свою работу

Все течет, все изменяется. Меняется мир, политические системы, взгляды, появляются и исчезают новые государства. Россия тоже меняется, но неизменной для большинства живущих здесь остается только одно – исступленная вера в светлое будущее. Каждое поколение живет своей утопической иллюзией - будь то построение коммунизма в считанные десятилетия или рождение демократии в постсоветский период. Однако мечты остаются мечтами, а от реальности никуда не деться. Ответы на знакомые вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?», - каждый находит свои. Те, кто имеет возможность и категорически не видит своего места в нынешнем российском обществе - эмигрирует. Остальные живут и пытаются приспособиться к постоянно меняющимся условиям.

Михаилу Татауровскому судьба преподнесла удивительную возможность Татуровский3.jpgреализовать себя в разных сферах. Уроженец Ростова Ярославского, он закончил ярославское финансовое училище, семнадцать лет был кадровым военным, из них – семь служил на Северном Кавказе, участник боевых действий. В 2009 году вернулся на родину, закончил Ярославский филиал ВЗФИ по специальности государственное и муниципальное управление и занял пост начальника управления финансов Ростовской администрации, а позже и первого заместителя главы администрации - начальника управления финансов. Политические интриги преподнесли ему новый поворот судьбы - увольнение и пост заместителя директора Ростовского филиала ОАО «Сыктывкар Тиссью Групп» по производству бумажных санитарно-гигиенических изделий. Он стоял у истоков этого инвестиционного проекта и во многом его усилиями практически с нуля в пос.Семибратово создано новое производство. На сегодняшний день это уже в прошлом. Бывший военный, чиновник и управленец, сегодня развивает свой бизнес, запускает производство влажных салфеток в г. Ростове, является исполнительным директором организации занимающейся строительством и обслуживанием газопроводов, изучает английский язык, успешно сдал экзамен по единой программе подготовки арбитражных управляющих, решает коммунальные вопросы в недавно созданном на базе нескольких домов ТСЖ.

Михаил, спустя время, не жалеете ли, что стабильной службе в российской армии Вы предпочли хитросплетения гражданской жизни?

- Останься в свое время в армии, я бы сейчас имел стабильность, хорошую зарплату, квартиру, машину, все, что надо для спокойной жизни. Но не получил того колоссального опыта и возможности самостоятельно действовать. Когда меня пригласили в районную администрацию, мне было приятно приехать в город и что-то для него сделать. Было понимание - я не простой исполнитель, маленький винтик, и на своем небольшом участке я могу делать реальные дела. Это приятно.

В Вашей биографии был период работы в районной администрации. На взгляд чиновника-практика, в чем проблемы в реализации довольно неплохой идеи местного самоуправления? В чем ошибки управленцев? Что можно этому противопоставить?

- Мне было весьма интересно, как прежний губернатор С.Вахруков подходил к подбору своей команды. На мой взгляд, на первых порах он очень правильно поступал, и если бы придерживался своей позиции до конца, мог стать супергубернатором. В то время в районах проводились срезы по эффективности работы местного самоуправления отдельно взятой территории. Оценивалась деятельность практически каждого чиновника, и выводились результаты. Люди подбирались в единую команду, которая начинала эффективно работать, район был как единое целое. По такой схеме случайные люди приходили меньше. В свое время я понимал, мой шеф - человек губернатора и мы идем в одном направлении. Пусть люди выбирают депутатов - своих представителей. А на местах работают - глава и его подчиненные, «рабочие лошадки», и они должны быть в одной упряжке. В России всегда верили в царя, от которого все должно идти, как сейчас от Путина. Система бездействует, люди не привыкли отвечать за свою работу. Инициативы на местах нет, большинство предпочитает жить по принципу каждый сам за себя. Путин «пинает» - работают, Вахруков «пинал» - работали. У Лисицына, я слышал, была система, его замы, директора департаментов были в силе, принимали на себя решения. Вахруков завернул на себя слишком многое и не справился. Не потому что не смог. Он очень умный и сильный руководитель. Но ему одному область не потянуть было, надо доверять своим людям. Так или иначе, все сводится, к нормальной работоспособной команде.

По Вашему мнению, бюджетный федерализм, о котором так много сегодня говорят, тормозит процесс развития или есть основания именно так строить экономические отношения?

- Можно подойти с разных точек зрения. С политической - лучше, когда налоги уходятТатуровский11.jpg в федерацию. Государством легче управлять, если вассалы на местах зависят финансово и не имеют возможности самостоятельно действовать. Все зависимы и губернатор в том числе. А для власти на местах хорошо, если налоги остаются в бюджетах. Разве не обидно крупному промышленному Ярославлю отправлять 50% подоходного налога в федерацию, 40 в регион и только 10 процентов оставлять в местном бюджете? Налогов, которые на сто процентов пополняют местные и региональные бюджеты практически не осталось, транспортный, земельный, и прочие небольшие, остальные все дробятся. Тех налогов, что остались сейчас в районах не хватает даже на содержание самих себя. Знаю, в муниципалитетах пытались исправить ситуацию сокращением штатов, но уже больше сокращать некуда. Сейчас районы просто выживают. Брать с них нечего, они дошли до критического минимума. Их надо оставить в том виде, который есть, не увеличивать и не уменьшать. А налогов дать больше при сохранении системы сбалансирования бюджетов. Так или иначе, всегда будут бедные и богатые районы. Регулирование и субсидирование по уровню бюджетов должно оставаться.

Было время, когда муниципальные бюджеты оставляли себе больше налогов, чем сейчас. Нередко это приводило к нерациональному расходованию средств, а то и к воровству. Как, по-Вашему, нужно решать эту проблему?

- В свое время существовал орган - районный финансовый отдел, который формировал и исполнял бюджет. Ну, или мог бы формировать и исполнять бюджет, если бы он был сегодня. Райфо главу обслуживал, и это неплохо бы вернуть. А сейчас финансовый орган подвластен главе. Даже если он видит нерациональность каких-то указаний руководства, к примеру, необходимость получения кредитных средств, с целью залатать дыру в бюджете, он вынужден исполнять приказы главы. Финансист района должен подчиняться областному руководству, в плане кадрового подчинения. Иначе на местах могут такое накуролесить!

Можно взять два миллиарда в кредит, имея такой же годовой бюджет. На полных законных основаниях, бюджетный кодекс это позволяет, хорошо их освоить за свою бытность. А потом загнать район в банкротство, имея собственных доходов - максимум 500 миллионов. Остальное - целевые субсидии, субвенции и дотации, которые не могут идти на погашение кредитов и носят строго целевой характер. По подобной схеме не так давно обанкротили Московскую область. После этого на высшем уровне приняли закон, чтобы назначение и увольнение руководителей финансовых органов во всех субъектах согласовывали с Минфином. Почему до сих пор не сделано это на региональном уровне, непонятно. Необходим областной закон, чтобы без согласования с тем же А.Федоровым не могли назначать или увольнять районных начальников управления финансов.

Есть и еще проблема – кадровая. Сейчас нигде не учат формировать и исполнять бюджет, ни в одном ВУЗе области нет «чистых» бюджетников. Есть один техникум во Владимирской области, но этого мало. Благо сейчас на местах сохранились люди, которые с 18 лет занимаются бюджетом, внимательно изучают распоряжения Минфина. Субъект вынужден постоянно издавать разного рода методические пособия для повседневной работы. Эти люди как по наследству передают свои знания. А изначально у них другие образования - главбух, экономист, банковский работник.

Как в вашей жизни появился Сыктывкарский филиал?

оборудование2.2.jpg- Сыктывкарский - это наш проект. Я был начальником управления финансов, и мы вместе с главой активно взялись за привлечение инвестиции в район. Сыктывкарцы прислали нам инвестиционное предложение, мы ответили, и началось сотрудничество. Потом выяснилось, что инвесторы оценили наш прием. В этом вопросе важен подход. По большому счету деньги идут в бюджет, они общие и теоретически людям, работающим в муниципалитете на многих территориях все равно, есть инвестиционное развитие района или нет. Деньги не капают за это в их карман. Но если относиться к бюджету, как к своему детищу, будешь стараться заинтересовать инвесторов. Через некоторое время у меня появилась возможность заняться развитием этого инвестиционного проекта изнутри, в качестве заместителя директора. Это был ценный опыт.

Как на Ваш взгляд, с точки зрения макроэкономики, обстоят дела в нашем государстве?

- Залог нормальной экономики - это развитие любого легального производства в стране с нормальным плательщиком налогов. Никакой страны не будет, если в ней не развито производство. Сырьевым придатком мы можем быть долго, сидеть на наших полезных ископаемых, но максимальное развитие производства необходимо, пусть и с привлечением инвестиций - иностранных, наших, любых. Самоцелью любого политика, который приходит к власти должно быть развитие производства. Так и мы в свое время сделали ставку на развитие производства в районе. Это дает налоги территориям, зарплату, рабочие места, высокий уровень жизни. И это нужно в масштабе государства. Это сложно, но к этому надо идти. Поэтому привлечение инвестиций, любых, в том числе и иностранных - первое дело. Что касается районов, да и области, сегодня я вижу полное болото, реализация и завершение старых наработок предшественников.

Мы привлекли СТГ, сделали все от нас зависящее, а областную поддержку практически не почувствовали. Я лично полгода потратил, чтобы пробить подключение электричества. Мы разрабатывали целые схемы, я сам штудировал энергетические законы. А все решил один единственный чиновник среднего звена из областного департамента топлива и энергетики, который четко выполнил свои обязанности. Вот вам пример - все снова упирается в кадры и достойную команду.

Насколько, по-Вашему, изменился инвестиционный климат в стране в связи с последними событиями, а именно противостояния России и Запада?

- Мне сложно говорить за всю страну. Могу на примере Сыктывкарского производстваинвестиции.jpg сказать, что иностранцы, особенно итальянцы, у которых сейчас далеко нелучшая ситуация в экономике, очень боятся. Сотрудничество с российскими предприятиями для них исключительно выгодно, понятно, терять возможности не хочется никому. При всем этом, пока сбоев с поставками нет.

Вы входите в какую-то партию?

- Нет, я сочувствующий, тем, кто делает разумное дело.

Не важно оппозиция это или нет?

- Мне кажется не надо идти вразрез. Та оппозиция, что есть в нашей стране, мне совсем непонятна. Она должна быть со своей четкой позицией, а мы имеем лишь критику существующего режима. Но, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Их задача - высказать мнение отличное от общепринятого, но они не предлагают варианта, как сделать лучше. Дайте алгоритм действий для движения вперед. Может это – идеализм, но без него никак.

Интервью взяла Анастасия Леонидова

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?