Практически вся минувшая неделя, как и начало нынешней, в Ярославле выдалась снежной. Нервы жителей выдержали ещё одну проверку на прочность, а мышцы – на силу и выносливость. Притом, проверку весьма серьёзную. Особенно это касалось понедельника 27 ноября, когда вслед за снегопадом прошёл ещё и ледяной дождь. По почти единодушному мнению людей, коммунальные службы не справились с капризом природы от слова «совсем». Улицы были сплошь в снежной каше, полосы движения сужены, на проезжей части – колеи. Итог – максимальные 10-балльные пробки. Ещё хуже пришлось пешеходам, поскольку к утру тротуары в массе своей утопали в снегу. И гражданам приходилось прокладывать себе путь будто героям-полярникам. Одним словом, зима вновь пришла неожиданно. Никогда такого не было – и вот опять! Впрочем, ничего смешного здесь нет. Всё с точностью до наоборот. Тем более, что синоптики и МЧС про осадки предупредили заранее. Ещё раньше в мэрии браво отчитались о готовности к зиме и о закупке новой техники. А осень вообще выдалась на редкость тёплой и почти бесснежной, поэтому ничуть не осложнила жизнь коммунальщикам. Да и прошедший на той неделе снег, откровенно говоря, был не такой уж сильный. Во всяком случае, в Москве всё было куда серьёзнее. Получается, что все всё знали, и на словах были ко всему готовы. Но на деле абсолютно провалили уборку города, создав транспортный коллапс, спровоцировав аварии и массовые обращения в травмпункты. А ведь это – только начало зимы, лишь первый круг белого ада. Дальше будет сложнее. Как городская администрация намерена справляться с содержанием улиц и пешеходных пространств ещё как минимум четыре месяца – пока неясно. Старт, мягко говоря, разочаровал. Правда, уже 4 декабря были сделаны определённые выводы. Город убрали куда лучше и быстрее, чем неделю назад. Что признали и автомобилисты, и даже пешеходы. Основные магистрали почистили (пусть и не везде хорошо), пробки оказались меньше, техника на улицах была заметна. В отличие, опять же, от минувшего понедельника. Возможно, решающую роль сыграл тот факт, что снег начался ещё вчера днём (а не ночью, как в прошлый раз). И коммунальщики успели подготовиться. Однако хотелось бы, чтобы такой подход стал системным, а не эпизодическим. Притом, вне зависимости от начала и продолжительности снегопада. В конце концов, у нас не Крайний Север, где осадки не прекращаются сутками. Впрочем, из-за конфигурации существующей дорожной сети областного центра, давно нуждающейся в расширении, проблемы с движением транспорта останутся и после зимы. Нарастая, как снежный ком, даже в летний период. И для борьбы с ними потребуется уже всепогодное решение.
Последний понедельник ноября, т.е. 27, 2023 года ярославцы наверняка запомнят надолго. Город в буквальном смысле слова парализовало. Пробки на дорогах достигли максимальных 10 баллов. Как в таких случаях пишет соответствующий сервис «Яндекса» - пешком быстрее. Правда, не в этот раз. Если по проезжей части ещё можно было хоть как-то двигаться, то пешеходные дорожки и тротуары оказались полностью заметены снегом. В результате стремящимся попасть на работу и учёбу гражданам пришлось прокладывать себе путь в снежной каше. Утром ситуацию усугубил ледяной дождь, из-за чего отдельные пространства превратились в натуральный каток – никакой Советской площади не надо (к слову, там тротуары тоже обледенели – в сеть попало пользовательское видео).
Самое интересное, что коллапса вполне можно было избежать. Гидрометцентр и Управление МЧС по Ярославской области предупреждали об осадках заранее, прогнозируя ухудшение обстановки на дорогах и увеличение числа аварий по области. Да и сама метель, откровенно говоря, была не столь сильной. Так, издание «Яркуб» со ссылкой на данные ЦГМС по Ярославской области указывало, что за ночь и утро 27 ноября выпало около 8 миллиметров осадков. Высота снежного покрова увеличилась на 6 сантиметров, однако с началом ледяного дождя сугробы стали оседать. В соседнем Подмосковье, к примеру, местами выпало более 21 миллиметра осадков. Ярославль же оказался в стороне от эпицентра стихии.
При этом, отчёты мэрии напоминали прямо-таки героический эпос. На своём официальном сайте (утренняя публикация 27 ноября) власти утверждали, что «минувшей ночью городские коммунальные службы дважды убирали основные магистрали Ярославля, работы начались с 21:00 вчерашнего вечера и продолжаются до сих пор». И чуть ниже добавляли, что «сейчас на улицах города работают 35 комбинированных дорожных машин (КДМ), 30 тракторных щеток и 2 ротора на перекидку снега, также задействованы 120 человек, вывозят снег 3 погрузчика и 6 самосвалов». Однако судя по публикациям в социальной сети «ВК», жители данному сообщению не слишком поверили. А некоторые и вовсе назвали ложью.
Не будем цитировать конкретные комментарии (ибо их слишком много и при желании с ними всегда можно ознакомиться в официальной группе мэрии). Однако в качестве негативных примеров состояния проезжей части ярославцы назвали, в том числе, целый ряд тех самых основных магистралей (которые, по версии мэрии, убирались дважды). В том числе проспекты Фрунзе, Авиаторов, Ленина и Толбухина, Московский и Ленинградский проспекты, улицу Советскую, Тутаевское шоссе. В качестве подтверждения в ряде случаев прикладывались фотографии. Их же активно публиковали СМИ. Так что картина вырисовывалась неприглядная.
На самом деле, мы вполне допускаем, что техника в ночные часы действительно выходила. Но её количества, да с поправкой на обильный снегопад, попросту оказалось недостаточно. Что толку, если по какому-нибудь центральному проспекту один раз за 8-10 часов пройдёт единственное звено КДМ, пусть даже из шести машин! Понятно, что буквально через час от этой работы не останется и следа. С придомовыми территориями ситуация была ещё хуже. Опять же, по официальным данным городских властей на то же 27 ноября, на уборку дворов Дзержинского района вышло более 400 дворников и 20 единиц техники. За Волгой силами управляющих организаций задействовано 220 дворников и 15 единиц техники. Во Фрунзенском районе – порядка 15 единиц техники и более 213 дворников, в Красноперекопском – около 10 единиц техники и более 90 дворников, в Кировском и Ленинском – 30 единиц техники и 271 дворник.
Итого – 90 машин и менее 1200 работников. И это притом, что число многоквартирных домов на территории города составляет порядка 4,5 тысячи! Да и вышли вышеуказанные силы, рискнём предположить, в большинстве своём отнюдь не в 5 утра, как было положено в старые добрые времена. Как результат – многочисленные жалобы на уборку во дворах, которые продолжались плоть до конца недели. В ответ на претензии в мэрии привычно «переводили стрелки» на управляющие компании. И лишь в случае их откровенного бездействия рекомендовали обращаться в Муниципальную жилищную инспекцию. Назывались и сроки устранения последствий непогоды. Так, уборка снега должна проводиться от 6 до 12 часов в зависимости от категории тротуара, а посыпка песко-соляной смесью - в течение 1,5 – 3 часов с момента возникновения скользкости. А теперь сравните указанные нормативы с картиной в вашем дворе.
Ну и само собой, отдельная песня – это пешеходные пространства: обочины дорог, тротуары, парки, скверы и так далее. Здесь на перечисление всех проблемных мест просто не хватит времени. Вместо этого лучше привести красноречивую статистику обращений в травмпункты из-за гололёда. Только в понедельник, как сообщает ИА «Яринформ», их было 113, притом 11 человек пришлось госпитализировать с ушибами, растяжениями и тяжёлыми переломами. К пятнице 1 декабря количество обращений выросло уже до 584, госпитализация потребовалась 40 гражданам. И всё это – потенциальные судебные дела, в которых Фемида в подавляющем большинстве случаев (если вообще не во всех) будет на стороне жителей, а бюджету города и управляющим компаниям придётся выплачивать внушительную компенсацию.
Более-менее разрулить ситуацию удалось только к четвергу, 30 ноября. Тогда, к слову, вновь прошёл снег (правда, уже не такой сильный). А для уборки на улицы Ярославля было выведено более ста единиц техники. Впрочем, улучшение касалось скорее основных магистралей. Со второстепенными дорогами ситуация оставалась неоднозначной. Во всяком случае, ярославцы вновь приводили многочисленные примеры улиц, где были не убраны тротуары или сама проезжая часть. Только в социальных сетях мы насчитали порядка 20 таких примеров: от улицы Куропаткова и проезда Моторостроителей в Брагино до улицы Пожарского на Суздалке или до улиц Балтийской, Светлой и Спортивной в Дядьково, и от Тверицкой набережной за Волгой до Промышленной улицы почти на западной границе города. А в отдельных микрорайонах устранить последствия снегопада не могли вплоть до выходных.
В нынешний понедельник, 4 декабря, также отмеченный метелью, городские службы справились уже заметно лучше. Притом, именно заметно – на этот раз граждане реально видели работающую технику. По данным мэрии (публикация 4 декабря в 15.15) на улицах работали 37 коммунально-дорожных машин и 127 дорожных рабочих. Помимо КДМ, для уборки города задействовано 30 тракторных щёток, 16 самосвалов, 2 грейдера, лаповые и фронтальные погрузчики, универсальная коммунальная машина, а также прицепные устройства для обработки тротуаров твёрдыми противогололедными материалами и песко-соляной смесью. То есть техники было реально больше, чем неделю назад. Так что максимальных пробок удалось избежать. И даже тротуары вдоль главных дорог были приведены в относительный порядок, притом эта работа продолжалась весь день.
Конечно, до идеала было ещё далеко. И в течение 4-5 числа люди рассказывали о неудовлетворительном состоянии как отдельных пешеходных зон (притом, как в спальных районах, так и в центральной части города – вдоль тех же улиц Победы и Свободы), так и целых улиц или их участков (Пожарского, Лермонтова, Академика Колмогорова, Труфанова, дублёр проспекта Дзержинского). Своеобразный «рейд» по разным районам сделала и депутат Муниципалитета Евгения Овод. Согласно представленным ею фотографиям, 4-5 декабря в неудовлетворительном состоянии находились также улица Чайковского, проспекты Ленина, Авиаторов, Машиностроителей.
И всё же картина была не в пример лучше, чем неделю назад. В итоге мы видим два понедельника и две достаточно разные картины. Значит, в принципе могут? Тогда что для этого надо? Выводы напрашиваются сами собой. Во-первых, количество техники должно быть хотя бы минимально достаточным. В статье «Спецоперация Z (зимняя): как невозможно убрать снег быстро и без шума» от 11 октября этого года мы приводили данные, что в соответствии с ГОСТ Ярославль должны убирать не менее 254 единиц техники. Некоторые управленцы называли ещё большие цифры – порядка 280 единиц.
27 ноября на улицы выехали 76 машин (без учёта техники во дворах) и вышли 120 рабочих. Это в три с половиной раза меньше реальной потребности! При этом, к примеру, Москву 4 декабря убирали более 18 тысяч единиц техники и свыше 135 тысяч человек. Понятно, что ни города, ни финансирование не сопоставимы. Но разница колоссальна. Мы понимаем, что обеспечить полную потребность наш областной центр не сможет, наверное, никогда. Но хотя бы половина быть должна. Тем более, что всего два месяца назад директор ДГХ мэрии Ярослав Овчаров в ходе открытого городского совещания заявил об использовании 139-ти и закупке 14-ти машин. Где же была эта техника? И была ли вообще? Увы, на сегодняшний день для большинства горожан эти вопросы остаются риторическими. Опять-таки, в прежние годы, когда городу (на тот момент уборкой занималось «Спецавтохозяйство») не хватало своих мощностей, он активно использовал привлечённую технику (к примеру, у тех же железнодорожников). Сейчас об этом почему-то ничего не слышно. А зря – мера была вполне эффективной.
Во-вторых, принципиальное значение имеет скорость реакции на непогоду. Скажем, в последний раз снег начался ещё днём в воскресенье, 3 декабря. И уже вечером на улицах работало 89 единиц техники. Неделей ранее такой оперативностью похвастаться, увы, не могли. Отсюда – результат на утро. Помимо повышения качества общей организации работ, необходимо и усиление их контроля. Возможно, мы ошибаемся. Но что-то подсказывает, что не все бригады и отдельные водители (механизаторы) работают на совесть. Могут проехать и с поднятым отвалом, и щёткой пройтись халатно. А это недопустимо.
В-третьих, всё вышеперечисленное упирается в финансовую часть. И на это не раз обращала внимание прокуратура. Которая, к слову, уже выдала мэру Артёму Молчанову представление об устранении нарушений содержания улично-дорожной сети. 29 ноября в Муниципалитете Ярославля помощник городского прокурора Андрей Сизинцев привёл вполне конкретные цифры: «Изначально мэрия докладывала, что объём финансового обеспечения на содержание улично-дорожной сети на 4 квартал был установлен в размере 78 миллионов рублей. Впоследствии, согласно представленной информации, данный лимит был увеличен до 214 миллионов рублей. Хотя фактическая потребность на содержание улично-дорожной сети на зимний период составляет, как нам представили цифры, 684 миллиона рублей».
Таким образом, для нормальной уборки не хватает свыше 400 миллионов рублей. Частично город пытается справиться с проблемой самостоятельно. На том же заседании директор департамента финансов мэрии Андрей Данц заявил, что в 2024 году финансирование МБУ «Горзеленхозстрой» в части содержания и уборки дорог увеличится на 200 миллионов рублей. Уже хорошо. Но остаётся вопрос к области. С одной стороны, региональный бюджет ежегодно предоставляет Ярославлю около 200 миллионов рублей в качестве субсидии на содержание УДС.
С другой – неужели для областного центра, где проживает половина населения края и через который идут все транзитные потоки, нельзя найти ещё столько же? Конечно, для кого-то это покажется дискуссионным вопросом. Но мера давно и реально востребована, а в какой-то степени даже жизненно необходимо. В отличие от той же архитектурной подсветки или «одноразовых» ледовых катков, на которые выделяется существенно больше средств. Да и общая расходная часть бюджета на будущий год с учётом корректировок ко второму чтению приблизилась к 130 миллиардам рублей. Зато с помощью дополнительных средств будут сняты вопросы и закупки техники, и индексация заработной платы работникам «Горзеленхозстроя», и приобретения более дорогостоящих реагентов, после применения которых город хотя бы не придётся заново убирать (в отличие от песка). А до тех пор должностным лицам администрации останется получать представления от надзорных ведомств.
Напоследок – ещё одна причина, отчасти мешающая полноценной уборке города. Мы вывели её в самостоятельный раздел, поскольку она в некотором роде косвенная и не имеющая прямого отношения к содержанию дорог. Да к тому же, существует круглый год. Тем не менее, она также очень важна в контексте нашего сегодняшнего вопроса. Речь о конфигурации дорожной сети в Ярославле. Она имеет несколько особенностей. Это достаточно узкие улицы в центре (к тому же, заставленные по обочинам припаркованными машинами), неудобные выезды из спальных районов и непродуманная инфраструктура в местах новой массовой жилой застройки (в том числе в пригороде). И если с первой особенностью почти ничего не сделаешь (за исключением обустройства выделенных стоянок, в том числе подземных), то со второй и третьей делать что-то нужно обязательно.
Проблема в т.н. "бутылочном горлышке", которая становится проблемой на очень многих участках большого города (проспект Авиаторов в двух местах (на пересечении с ул. Мостецкой и у т.н. "Яковлевского круга") и проспект Фрунзе в одном месте - но самам важном - на подъезде к Московскому проспекту и т.д.). Ибо можно до асфальта вычистить тот же проспект Фрунзе от снега, но если от Московского проспекта и до путепровода железной дороги на Кострому улица идёт тонкой ниткой в две полосы (а почти весь проспект Фрунзе идет в три полосы), пробки там всё равно не исчезнут. Тем более, что это фактически единственный выезд из огромного густонаселённого района с большим количеством новостроек. Не считая, конечно, Тормозного шоссе, которое обходит район по краю и через улицы Мельничную и Малую Пролетарскую вливается в тот же Московский проспект в самом его начале. Но эта дорога ещё уже, а пробки на ней, порой, даже больше «фрунзенских».
Очень похожая история есть на Костромском шоссе в районе Липовой горы у железнодорожного переезда. Там также идет сужение с двух полос в одну у самого железнодорожного переезда. Там сразу же образуются длинные пробки. А с учетом того, что именно через эту дорогу идет весь транзит из Москвы на Кострому и Киров с "длиномерами" и "большегрузами", то ситуация становится еще более острой уже в ближайшей перспективе. Там срочно нужно делать две полосы через железнодорождный переезд, иначе там пробки будут только расти. Иначе водители будут думать, а не проехать ли нам через полгорода через проспект Фрунзе, чтобы не стоять в длинных пробках через железнодорожный переезд на Костромском шоссе? Сейчас так делают уже очень многие. Правда, на легковых автомобилях. А если так будут делать "большегрузы"?.. Московский проспект вздрогнет?..
Может быть, ситуацию спасёт третий мост через Волгу (который начнут проектировать уже в следующем году)? Но есть сильное подозрение, что вряд ли. Во всяком случае, в ближайшей перспективе. И вот почему. Во-первых, путепровод планируется организовать от Речного порта на правом берегу реки до Парково и Среднего посёлка на левом. То есть мост соединит, по сути, один спальный район с другим таким же ещё более глубоким «спальником». Насколько активным в этой связи будет траффик через него – большой вопрос. Во-вторых, пока переправа не тянет и на транзитный обход города (в отличие от того же Юбилейного моста, который сразу выводит на трассу М-8).
Чтобы попасть на новую будущую переправу, тем же грузовикам для начала предстоит проехать едва ли не половину Фрунзенского района по Тормозному шоссе или по Московскому проспекту. И лишь потом завернуть на мост. На левом берегу поток и вовсе будет упираться в район улиц Клубной и 1-й Шосейной, через которые ещё только предстоит вырулить на проспект Машиностроителей. Всё это чревато теми же заторами. Возможно, ситуация изменится после строительства развязок. И конечная задумка видится именно такой. Но пока это совсем не ближний свет.
Зато может изменить картину реконструкция проспекта Фрунзе. Скажем, «спрямление» заезда на Московский проспект со стороны вокзала. Чтобы транспорту не пришлось «петлять зигзагами», как сейчас. Конечно, в этом случае придётся перенести памятник М.В. Фрунзе. Однако для этого в прямом смысле слова через дорогу есть прекрасный сквер у районной администрации. К тому же, сам монумент давным-давно нуждается в полноценной реставрации.
Далее можно добавить проспекту как минимум по одной полосе с каждой стороны на участке от Московского до Суздальского шоссе, пусть даже выделенную исключительно для общественного транспорта. Благо, земля там позволяет. А чуть дальше продлить на 50 метров улицу Журавлёва, дабы не замыкать её на узкую и неудобную 1-ю Приволжскую (последнюю меру уже давно предлагает областное Управление ГИБДД). Также расширить на отдельных участках давно пора и Тормозное шоссе. Во всяком случае, эффект от этого будет более чем ощутимый. А печально знаменитые «бутылочные горлышки», наконец, будут «разбиты».
Мы уверены, что все вышеназванные причины понимают и городские власти. В конце концов, в мэрии работает отнюдь немало толковых и компетентных людей. Однако от понимания давно пора переходить к действиям. Именно этого уже несколько лет и ждут ярославцы от своих столь часто меняющихся руководителей. В конце концов, именно смелыми и нестандартными решениями, а отнюдь не количеством установленных лавочек, открытых детских площадок или даже отремонтированных дворов, определяется уровень и класс управленцев. Хочется верить, что и в нашем городе он когда-нибудь станет самым высоким.
ВИКТОР ПАРФЁНОВ