Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

27.03.2024
Ярославль
1650
Все ради вашей безопасности

Будут ли сделаны выводы после трагедии в «Крокусе», и что предпринимается для обеспечения безопасности жителей Ярославской области?

Все ради вашей безопасности

Трагедия в «Крокус Сити Холл» 22 марта, где, по последним данным, погибли 143 человека, потрясла всю страну и отозвалась далеко за её пределами. Немало вопросов было и по поводу работы спецслужб. За исключением, пожалуй, «Скорой» и пожарных. А вот ОМОН прибыл на место чуть ли не через час. ФСБ не обратило внимание на сообщения западных коллег, предупреждавших о теракте. По сути теракт в «Крокусе» можно трактовать как провал работы спецслужб. Когда прошёл первый шок, начались традиционные разговоры об усилении мер безопасности. Почему-то об этом часто принято вспоминать, когда трагедия уже произошла. Притом, нередко это самое «усиление» приобретает какие-то странные формы типа бесконечной установки рамок-металлоискателей. Будто преступники понесут запрещённые предметы через центральный вход, отстояв при этом полукилометровую очередь. Конечно, это рассуждения с позиции рядового обывателя. Но со стороны всё выглядит именно так. Между тем, гражданам необходима реальная защита и эффективная охрана правопорядка, а не только громкие лозунги про силу и единство. Об этом как будто забыли. Хотя в стране, которая ведёт боевые действия и ежедневно подвергается агрессии, а десятки тысяч мужчин находятся на СВО вдали от дома – это насущная необходимость, ясная как день. Подвигает к этому и общая криминогенная обстановка. Даже в далекой от фронта Ярославской области она остаётся сложной. Что подтвердил вчерашний доклад начальника регионального Управления МВД перед депутатами областной Думы. За прошлый год количество массовых мероприятий в регионе исчислялось сотнями, а число их участников выросло в два с лишним раза. Увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, случаев незаконного оборота наркотиков, и одновременно снизилась раскрываемость по убийствам, фактам разбойного нападения и незаконного оборота оружия. Показательные данные, правда? При этом, органы внутренних дел по-прежнему испытывают дефицит кадров, а их материальное положение, мягко говоря, оставляет желать лучшего. При такой ситуации гражданам очень трудно чувствовать себя защищёнными, а силовикам – обеспечивать эту защиту. Пора в корне менять подход к охране правопорядка. Притом, вчера.

 

Три корня зла

 Школкин-2.jpg          Трагические события в Подмосковье не могли не отразиться на работе органов внутренних дел по всей стране. Выступая перед депутатами регионального законодательного собрания 26 марта, начальник УМВД России по Ярославской области генерал-майор Алексей Школкин отдельно отметил, что его ведомством совместно с ФСБ и Росгвардией усилены меры безопасности, проводится комплекс оперативно-розыскных мероприятий по недопущению и предотвращению террористических актов, обеспечению правопорядка в общественных местах, усилена интенсивность досмотра транспортных средств на предмет незаконного перевоза оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Проведены встречи с руководством собственной безопасности крупных торговых центров.

          Однако это, по большому счёту, общие слова. Если говорить конкретно, то теракт в «Крокус Сити Холл» волей-неволей заставляет обратить внимание, как минимум, на три момента в плане организации защиты граждан: обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий, противодействие экстремизму и терроризму и миграционный контроль. Представленная в Думу информация о деятельности полиции на территории региона за 2023 год даёт в этом плане весьма обильную пищу для размышлений. Начнём с того, что за указанный период в области провели 318 массовых мероприятий. В них приняли участие свыше 1,2 миллиона человек. И по сравнению с предыдущим годом последняя цифра возросла в два с лишним раза.

Полиция-7.jpg          По словам Алексея Школкина, для обеспечения порядка в общественных местах в составе наружных нарядов ежедневно на дежурство заступало 250 человек. В свою очередь, для обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий задействовалось 20238 сотрудников органов внутренних дел. Грубо говоря, на одного представителя полиции в среднем приходилось порядка 60 участников. Много это или мало? Вопрос нетривиальный. Но не будем забывать, что одним из мероприятий, к примеру, были выборы депутатов областной Думы, совмещенные с несколькими муниципальными кампаниями в единый день голосования 10 сентября 2023 года.

          Обычно в таких случаях предусмотрено круглосуточное дежурство на всех избирательных участках. Их в Ярославской области более 820. Вот вам уже восемь сотен сотрудников. А добавить сюда ещё и экипажи ДПС, то эту цифру смело можно помножать на два. Получим уже более полутора тысяч (а на недавних выборах Президента России было задействовано более 2000 правоохранителей). А речь лишь о трёх днях за весь год, в течение которого отмечались государственные праздники, проводились многочисленные спортивные состязания (в том числе уличные), митинги, шествия, автопробеги и другие весьма многочисленные мероприятия, включая концерты и представления. Так что 20 тысяч полицейских из расчёта на целый год, получается, вроде бы, не так и много.

          Теперь – про антитеррористическую защищённость. Оценивать эффективность работы правоохранителей на этом направлении с позиции количественных показателей, пожалуй, будет неправильно – слишком сложна и многоаспектна эта деятельность, да и каждый случай противоправных действий, по сути, уникален. Тем не менее, цифры весьма показательны. По словам Школкина, за 2023 год сотрудниками УМВД был задокументирован факт подготовки диверсии, выявлено 3 преступления террористического характера, а также 7 преступлений и 37 правонарушений экстремистской направленности.

          Совместно с ФСБ были проведены мероприятия по выявлению иностранных граждан, планирующих, в том числе, диверсионно-террористические акты, и причастных к иной экстремистской деятельности. В общей сложности было организовано 4 100 проверок мест компактного проживания иностранных граждан, проверено свыше 2700 лиц, возбуждено 26 уголовных дел и составлено 395 протоколов об административных правонарушениях. Ещё пять мероприятий были направлены на выявление и пресечение возможных каналов нелегального поступления оружия. По их результатам оказалось выявлено 92 преступления. И это – не считая установленных случаев перевозки оружия.

Наркотики-3.jpg

          Согласитесь, данные впечатляют. И наглядно свидетельствуют о том, что террористическая угроза в стране, осуществляющей специальную военную операцию, отнюдь не надуманная. Что заставляет всерьёз задуматься об усилении мер антитеррористической защищённости. Правда, рискнём предположить, что в первую очередь они должны выражаться не в массовой закупке и установке очередной партии рамок-металлоискателей (в «Крокусе» они тоже были, но от террористов это, к сожалению, не спасло), а во всесторонней поддержке правоохранителей. В том числе в укреплении их материально-технической базы и кадрового состава, а также в более широком использовании передовых информационных технологий и средств слежения. Полагаем, что толку от этого будет куда больше. 

          Наконец, миграционный контроль. Отметим, что обвинять мигрантов во всех смертных грехах и вешать на них всех собак, разумеется, не правильно. Значительная их часть – вполне добропорядочные и законопослушные граждане. Однако факт остаётся фактом: по официальным данным, в прошлом году 160 преступлений на территории Ярославской области совершили именно иностранцы. Одновременно было возбуждено 154 уголовных дела по фактам организации незаконной миграции. В свою очередь, к административной ответственности привлечено 134 должностных, 287 юридических и 4 228 физических лиц.

               При этом, было вынесено только 450 решений о принудительном административном выдворении. Фактически это нужно понимать так, что на историческую родину вернули только каждого десятого нарушителя! В то время, как сотни и даже тысячи других продолжают оставаться на территории региона. Полагаем, что подобный подход является слишком мягким. Впрочем, это общая беда миграционной политики страны. О чём в последнее время говорят всё чаще и всё более высокопоставленные лица.

          Конечно, можно до бесконечности апеллировать «дежурными» фразами о том, что преступники и террористы не имеют национальности. Однако этнические ОПГ тоже никто не отменял. Возникают они и в среде мигрантов. О чём в декабре 2023 года практически открыто заявил даже Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что в сравнении с прошлым годом ситуация ухудшилась, и появляется все больше свидетельств об объединении мигрантов в преступные сообщества и экстремистские организации и о связанных с этим конфликтах, угрожающих межрелигиозному и межнациональному миру и согласию.

 Баратов1.jpg         При этом, далеко не каждое преступление, совершённое инородцами, получает заслуженное наказание. То же резонансное уголовное дело в отношении главы узбекского землячества «Ватандош» Усмана Баратова можно считать скорее исключением. Да и то скорее потому, что последний задел уже «святая святых» - участников Специальной военной операции. Между тем, по сообщениям СМИ, многие правонарушения пытаются откровенно замять, используя для этого широкие возможности диаспор и их лоббистов. Что греха таить, порой покровительство им оказывают и сами представители органов внутренних дел (управления по вопросам миграции уже несколько лет находятся в структуре МВД).

          Многие из нелояльных к нашей стране мигрантов в итоге спокойно получают российское гражданство с признаками коррупции, о чём также пишут СМИ. Всё это свидетельствует о том, что в России давно пора пересмотреть миграционное законодательство и всю политику в данном вопросе. Так, депутат Государственной Думы Константин Затулин заявил РИА «Новости», что нужно наводить «осмысленный порядок в обеспечении миграционного процесса» и создать новый орган, который будет управлять потоком мигрантов. В конце концов, сиюминутная экономическая выгода в результате привлечения «ценных иностранных специалистов» однозначно не стоит постоянной угрозы безопасности собственных граждан. А при нынешнем положении дел эта угроза вполне реальная.

         

Направления главных ударов

           Впрочем, помимо описанных выше проблем, у ярославских полицейских есть немало других направлений для приложения сил. С одной стороны, общее количество зарегистрированных преступлений в прошлом году несколько снизилось и составило 18034 против 18368 случаев в 2022-м. С другой – почти на 5% выросло количество противоправных деяний тяжких и особо тяжких составов. Их было зарегистрировано 4335 против 4137. При этом, на фоне общего повышения раскрываемости преступлений почти на 9%, снизилась раскрываемость по убийствам (-21,2%), разбойным нападениям (-27%), незаконному обороту оружия (-23,1%), кражам автомашин (-40,6%). Опять-таки, очень показательные статьи.

ИТ-преступления-2.jpg          Среди наиболее проблемных в Ярославской области стоит выделить четыре направления. Первое – преступления, совершённые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. За прошедший период их было 6531. Рост – на 46,7%. Притом, большая их часть (почти 3800 случаев) – это мошенничество. По данным СМИ, за прошлый год жители нашего региона перевели злоумышленникам порядка 750 миллионов рублей. Притом, часто преступники обманывают ярославцев, совершая звонки опять-таки из стран ближнего зарубежья.

  Наркотики-2.jpg        Второе направление – незаконный оборот наркотиков. В целом в 2023 году правоохранительными органами было выявлено 1087 таких фактов (+21,3%). По словам Алексея Школкина, самая большая угроза исходит из интернета, через который распространяют запрещённые вещества. Однако периодически находятся дельцы, которые устраивают нарколаборатории на территории области. Так, за прошедший период была пресечена деятельность 5 интернет-магазинов и 1 притона. Установлено 47 сайтов, которые использовались для рекламы и продажи наркотических средств. Выявлено 18 преступных групп численностью 39 человек за производство и сбыт синтетических наркотических средств. Пресечена деятельность 5 крупных лабораторий в Ярославле, Ростове, Переславле-Залесском, Рыбинске и Рыбинском районе.

          Третье направление – преступления экономической направленности. Без учёта фактов фальшивомонетничества их было выявлено 675 (+12,9%). Задокументировано 34 факта незаконного образования юридического лица (рост в 5,7 раз), 39 фактов неправомерного оборота средств платежей (рост в 3,5 раза), 47 налоговых преступлений (рост почти в 3 раза), а также 17 случаев получения взятки, 19 случаев дачи взятки и 10 случаев посредничества во взяточничестве. Любопытно, что средняя сумма мзды составила 188 тысяч рублей. А официальная статистика ещё говорит нам о росте благосостояния граждан!

ДТП-1.jpeg          Наконец, четвёртое направление – это безопасность дорожного движения. За прошлый год в Ярославской области на 11,2% выросло число ДТП – с 1283 до 1427. К сожалению, увеличилось и количество пострадавших (с 1621 до 1742 человек) и погибших (со 121 до 174 человек) в них граждан. Увы, особенно показателен рост ДТП с участием общественного транспорта. Здесь рост сразу в два раза – со 100 до 196 случаев. Притом, непосредственно по вине водителей автобусов произошло 79 происшествий (в 2022 году было 53). Вот вам и «Надёжность, Безопасность, Комфорт», обещанный ярославцам инициаторами транспортной реформы.

ДТП-3.jpg

         Разумеется, сотрудники УМВД не сидят на месте и принимают меры для борьбы со всеми перечисленными противоправными деяниями. Конкретные результаты подробно указаны в докладе Алексея Школкина, запись которого имеется в открытом доступе. Так что не будет на этом останавливаться. Вместе с тем, ряд проблем по-прежнему мешает более эффективной работе правоохранителей. Прежде всего, это кадровый дефицит, а также недостаточное финансовое и материальное обеспечение

 Полиция-1.jpg         В органах внутренних дел серьёзный и давний некомплект штатов. К примеру, ведомство испытывает существенную нехватку участковых уполномоченных полиции. Из положенных по штату 508 сотрудников не заполнены 111 вакансий (некомплект 21%). Также не хватает сотрудников в ППС, ГИБДД и ряде других подразделений. А их общий дефицит исчисляется сотнями. Параллельно он накладывается на весьма невысокую оплату труда. На множестве должностей сотрудники органов внутренних дел имеют зарплату значительно ниже средней по региону.

          И это с учётом того, что работа полицейских в отдельных подразделениях всё-таки связана с риском для жизни. Плюс – ненормированный рабочий день, высокая ответственность и вечная нервотрёпка. Ясно, что с учётом всего вышеизложенного доходы на уровне 30, 35 и даже 45 тысяч рублей, мягко говоря, не добавляют стимула оставаться в системе МВД. Особенно на фоне обещанных губернатором зарплат для дворников (60 тысяч в зимний период).

          Отчасти эти проблемы пытаются решать. Скажем, в областном бюджете на текущий год предусмотрено порядка 100 миллионов рублей на увеличение заработной платы сотрудников УМВД, прежде всего – в ППС и конвойной службе. За счёт этого в январе-феврале дополнительные выплаты получили более 650 полицейских. Доплаты составили в среднем от 5 до 15 тысяч рублей. Однако это – лишь одно из направлений поддержки полиции. Помимо которого требуется ещё целый комплекс мероприятий – от капитального ремонта служебных помещений до обновления автопарка.

Недостроенное здание УМВД.jpg          Не секрет, что многие районные отделы полиции представляют собой крайне плачевное зрелище. Да и здание «главка» на Республиканской улице в Ярославле, во многом, не отвечает современным требованиям. При этом, новое здание УМВД не могут достроить уже почти 10 лет. Хотя регулярно обещают это сделать. Кроме того, ряд мер может быть обеспечен даже без участия полиции. К примеру, дополнительное и более широкое использование технических средств в обеспечении безопасности дорожного движения (те же посты весового контроля, обустройство барьерных ограждений, искусственных неровностей и так далее) или усиление мер ответственности за административные правонарушения.

          Главное, чтобы вся эта работа велась в комплексе и не оборачивалась банальной профанацией. Говоря по правде, у нас любят всевозможные «усиления» и «закручивание гаек», но нередко применяют их, к сожалению, уже после случившихся трагедий. При этом, сначала явно «перегибают палку», а потом также стремительно спускают всё «на тормозах». В итоге порой возникает ощущение, что органы не в состоянии реагировать на острые вызовы общества, а умеют бороться только с политическими несогласными. Грубо говоря, «геройство» ограничивается разборками с одинокими пикетчиками, а реальные преступники и террористы продолжают гулять на свободе. Хотя усиление нужно как раз в последнем случае. Мы не говорим о том, что сотрудники органов охраны правопорядка сидят на месте и ничего не делают. Многие честно выполняют свой долг. Но последние события и неумолимая статистика свидетельствуют, что в целом эта работа явно недостаточна. Особенно в стране, которая ведёт боевые действия. В нынешних условиях потребность в безопасности граждан особенно сильна. Образно выражаясь, люди должны быть за щитом. В противном случае, как гласит известная поговорка, у всей страны есть риск оказаться на щите. Чего очень бы не хотелось.

 

                                                                                                                  ВИКТОР ПАРФЁНОВ


В публикации использованы иллюстрации российско-ярославского художника-примитивиста Васи Ложкина (Алексей Куделин). Мы благодарны ему за его многогранное творчество.

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?