Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

17.10.2018
Ярославль
1979
ДВУЛИКАЯ СОЦИАЛКА

О хитросплетениях образования и здравоохранения в отдельно взятой области

ДВУЛИКАЯ СОЦИАЛКА

Совсем скоро в Ярославской области будут принимать бюджет на будущий год. Пока в публичном пространстве нет даже его проекта. Но уже сейчас можно уверенно сказать, что две трети всех расходов пойдут на социальную сферу. Как было раньше. И так есть сейчас. При этом самыми затратными, по традиции, остаются здравоохранение и образование. В 2018 году на соответствующие государственные программы из региональной казны в совокупности предусмотрели порядка 30 миллиардов рублей. Деньги огромные и несравнимые ни с капитальным ремонтом домов, ни со строительством газопроводов, ни с реконструкцией дорог, ни с поддержкой промышленности и сельского хозяйства вместе взятыми. Но вот что удивительно. Если на ниве образования с приходом Дмитрия Миронова наметились очевидные успехи, то здравоохранение буквально начало трещать по швам. К началу третьего года работы «московской» команды в двух названных отраслях обозначился разительный контраст. И главная причина здесь, судя по цифрам, явно не финансовая. Мы проанализировали только одно направление (новое строительство и развитие материально-технической базы) и лишний раз убедились: дело – в общем системном кризисе, местных перегибах и, конечно, кадровой политике.

 

Разумное, доброе, вечное и капитальное

         Не будет преувеличением сказать, что «матчасть» регионального образования досталась Дмитрию Миронову не в самом лучшем виде. В области закрывали так называемые малокомплектные учебные заведения. Масла в огонь подливали сомнительные эксперименты по объединению школ, продолжавшиеся с 2011 года. При этом взамен не предлагалось ничего нового. Последняя полноценная школа в селе Дмитриевском была открыта 1 сентября 2013 года, но этому событию предшествовал 15-летний перерыв (с момента сдачи СОШ № 90 в городе Ярославле). Здание в селе Туношна уже ни один год стояло под крышей. Но из-за изменившихся строительных норм и расторжения контракта работы на площадке были остановлены. А перспективы строительства школ в Ярославле (микрорайон «Сокол» и Московский проспект), Рыбинске (улица Тракторная), Борисоглебском районе (село Вощажниково) выглядели несбыточной мечтой. Кроме того, была завалена целевая программа «Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области». Из 13 детских садов в областном центре, Рыбинске, Угличе, Данилове, Пошехонье, Рыбинском и Ярославском районах (часть из которых начали строить ещё в 2012) с горем пополам удалось сдать половину. Остальные превратились в долгострои, притом весьма проблемные. А власти увязли в судебных тяжбах с подрядчиками.

      Школа в Туношне (1).JPG   Переломить ситуацию было не просто. Тем не менее, она сдвинулась с мёртвой точки. Первое, что удалось сделать – завершить строительство Туношёнской школы на 499 мест. Безусловно, определённая работа была проделана ещё в период губернаторства Сергея Ястребова. Тем не менее, за 4 с лишним года ему так и не удалось окончательно разобраться с долгостроем. А в целом, здание не могли закончить в течение десяти лет! Всё это время ребята учились в небольшом двухэтажном доме 100-летней постройки, давно не отвечающем потребностям образовательного процесса. Новую школу торжественно открыли к 1 сентября 2017 (хотя, как говорят, после перерезания ленточки в здании ещё пришлось устранять определённые недоработки). Пристройка к СОШ 43.jpgВо-вторых, практически за год удалось сделать пристройку к СОШ № 43 в центре Ярославля. Во дворе возвели новый 4-этажный корпус с актовым залом и столовой, который помог существенно разгрузить имеющиеся помещения в старом здании. Работы обошлись почти в 200 миллионов. При этом большую часть средств (120 миллионов) удалось получить из федерального бюджета. В-третьих, на сегодняшний день закончена проектная документация по школе на улице Тракторной в Рыбинске. Её обещали сделать ещё со времён Сергея Вахрукова. И вот, наконец, власти готовы к определению подрядчика. Если процесс не затянут, работы можно будет начать уже в ближайшее время. И завершить к 2020 году. Хочется верить, что на сей раз ничего не сорвётся. Объект всё-таки дорогой – около 600 миллионов рублей.

         Ещё активнее развернулись в сфере дошкольного образования. Перво-наперво, достроили два детских сада на улицах Чернопрудной и Академика Колмогорова в Ярославле, которые должны были сдать ещё в 2015 году. В связи с неисполнением условий контракта, договор с подрядной организацией расторгли в одностороннем порядке. На достройку городу был выделен бюджетный кредит из региональной казны. В общей сложности, работы обошлись в 270 миллионов рублей. Садики, рассчитанные на 125 мест каждый, были сданы в декабре 2017 года, и через три месяца открыли свои двери для малышей. В августе 2018 также достроили дошкольное учреждение на 220 мест в Угличе (стоимостью более 176 миллионов рублей) – ещё один объект из списка долгостроев. Проблемы были аналогичные. Стройку несколько раз замораживали. Но в итоге всё закончилось благополучно. Наконец, к декабрю должны завершить четвёртый детский садик на 240 мест в Данилове. Затраты на строительство составили порядка 156 миллионов. Соответственно, к январю от старого «наследства» останется только два объекта: детские сады в Пошехонье и посёлке Михайловский. Оба обещают достроить в течение 2019 года. Средства в бюджете предусмотрены.

         Впрочем, двумя названными детскими садами перечень строек на будущий год не закончится. Если ребятишки в возрасте от 3 до 7 лет в целом обеспечены местами, то ситуация с самыми маленькими гражданами продолжает оставаться напряжённой. На сегодняшний день в очереди в дошкольные образовательные учреждения в Ярославле находятся около 3 тысяч детей до полутора лет. Между тем, к 2021 году в регионах страны должна быть обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Новый детский сад на Соколе (2).JPGПоэтому ещё в первом полугодии регион получил 350 миллионов рублей из федерального бюджета. Деньги предназначены для строительства 11 яслей: 5 – в Ярославле, 4 – в Рыбинске и 2 – в Ярославском районе. Правда, средняя стоимость одного объекта оценивается в 60-80 миллионов рублей. Так что область и муниципальные образования в любом случае будут закладывать собственные средства в качестве со-финансирования. Если всё пойдёт по плану, то до конца будущего года в регионе будет создано около 800 дополнительных мест для маленьких ярославцев. Кроме того, в областном центре намерены приступить к строительству ещё двух детских садов в Дзержинском и Фрунзенском районах. Их оценивают примерно в 150-170 миллионов рублей каждый. По информации департамента строительства, на сегодняшний день власти уже готовы начать работы на 8 площадках. Главное, чтобы эти намерения подтвердились на практике, а не только на бумаге или в бюджетной росписи.

         Неплохие показатели есть и по ряду других аспектов материально-технического обеспечения отрасли образования. Например, в регионе работают 239 школьных автобусов. Их возраст должен быть не старше восьми лет, так что парк регулярно обновляется. В этом году за счёт бюджета закупили ещё пять новых машин. Безусловно, всё перечисленное выше не отменяет наличия застарелых проблем. К сожалению, продолжают закрываться небольшие сельские школы или центры дополнительного образования детей. А некоторые здания годами ждут полноценного ремонта. Но всё-таки определённые изменения к лучшему есть. Хотя бы по сравнению с тем, что было ещё несколько лет назад.

 

Где ты, клятва Гиппократа?

А вот в сфере здравоохранения, увы, дела обстоят неважно. От слова «совсем». Справедливости ради стоит сказать, что часть застарелых проблем осталась ещё со времён Сергея Ястребова. Именно при нём были закрыты родильные отделения сразу в семи районах области. Позже «оптимизация» коснулась подразделений другого профиля и даже целых больниц. Были реорганизованы две лаборатории. Прекратила работу городская дезостанция. Разумеется, нельзя не вспомнить и проблемы с участковыми больницами, и громкие скандалы с закупкой медицинских препаратов. Всё это было. Но было лишь началом. Настоящий апофеоз наступил уже при Дмитрии Миронове. И практически с первых дней стал прочно ассоциироваться с именем нового директора областного департамента здравоохранения и фармации Руслана Саитгареева. Бывший главный врач одной из московских поликлиник принялся за дело с присущим молодым людям энтузиазмом.

Первое, чем отметился новый директор – серьёзными кадровыми чистками. Департамент покинули многие специалисты, в том числе с большим опытом работы. Но это ещё полдела. В конце концов, так было всегда. Тем более, что исход с Советской, 11 происходил не сразу и не одномоментно. Значительно больший резонанс получила смена главных врачей ведущих ярославских медучреждений. При том смена массовая, аналогов которой за последние годы не припоминается. За очень короткий срок поменяли руководителей Ярославской областной больницы, регионального онкологического диспансера, клинической больницы имени Соловьева, областного госпиталя ветеранов войн, клинических больниц № 1, 3 и 7. И это – только в Ярославле, не считая районов области, где также произошли существенные кадровые изменения. Конечно, формально причины прекращения контрактов были разными (например, достижение преклонного возраста или заявление по собственному желанию). Но все прекрасно понимают, насколько легко появляются подобные «официальные причины». Тем более, что наша бюрократия достигла в этом ощутимых успехов. Все названные руководители обладали огромным авторитетом и пользовались заслуженным уважением в профессиональной и общественной среде. Показательно, что некоторые из них (например, главврач ЯОКБ Олег Белокопытов) узнали об увольнении едва ли не в последнюю очередь. Вдвойне показательно, что ряд освободившихся постов практически сразу заняли москвичи. И уж совсем интересно, что большинство названных организаций вскоре после смены руководства попали под масштабную реорганизацию.

ДКБ № 1 (здание).jpg«Первой ласточкой» стало закрытие детской клинической больницы номер один (ДКБ № 1). В прошлом году там обнаружили трещину в стене. По словам сотрудников больницы, она была и раньше и особого внимания на неё не обращали. А недавно в здании вообще прошёл ремонт. Но чиновники не приняли это во внимание и решили полностью закрыть учреждение. Началась поспешная (и, судя по всему, не очень организованная) эвакуация врачей и маленьких пациентов, которых раскидали по всему городу – от Брагина до Липовой горы. Что создало массу неудобств. КБ № 5 (1).jpgВ итоге детей решили разместить на базе бывшей «обкомовской» больницы на улице Терешковой (КБ №5) и объединить её с клинической больницей № 1 и поликлиникой № 2, создав новое медицинское учреждение – «Центральную городскую больницу». Впрочем, многие её подразделения разместили далеко за пределами «классического» центра. К примеру, офтальмологическое и терапевтическое отделение, а также объединённую женскую консультацию и поликлинику перевели на проспект Октября, 52. Хирургию, неврологию и реабилитацию организовали на базе госпиталя ветеранов войн на улице Угличской, 40. Отдельные службы разместили в соседней второй поликлинике, а также на улице Чайковского и, конечно, в самом «головном» комплексе на Терешковой. В общем, бегать по специалистам людям придётся по всему Кировскому и Ленинскому району.

Официально «реорганизацию» как всегда объясняют необходимостью экономии бюджетных средств. Конечно, требование «оптимизации» здравоохранения из федерального центра есть, и сбрасывать его со счетов нельзя. Но, во-первых, у местных всё равно остаётся определённый «простор для творчества». А во-вторых, «оптимизация» идёт давно, но таких масштабов в городе ещё не было! Ходят упорные слухи, что причина объединения больниц гораздо более прозаическая: кому-то из «залётных» понравилось здание ДКБ № 1 в центре города на одной из главных улиц, и возникло намерение переделать его в гостиницу. Говорили даже, что устранение той самой злополучной трещины на самом деле обойдётся всего в 10 миллионов. В то время, как на ремонт зданий под объединение больниц выделили в четыре с половиной раза больше денег! Не беремся судить, насколько подобные разговоры соответствуют действительности. Но повод для раздумий дают вполне конкретный.

Тем более, что «оптимизация» одной «Центральной городской больницей» не закончилась. Уже издано постановление областного Правительства об объединении КБ № 3 в посёлке Маяковского и КБ № 7 на Резинотехнике в Заволжском районе Ярославля, а также Ярославской и Рыбинской психиатрических больниц. Закрывается отделение на левом берегу Тутаева. Периодически появляются нехорошие новости о 3-й и 4-й больницах Рыбинска. А в связи с созданием единого городского округа наверняка произойдёт объединение местных больниц в Переславле. И сколько бы ни говорили о том, что большинство подобных объединений чисто «юридические» и никак не отразятся на пациентах – верится в это с трудом. «Оптимизаторы» всё равно будут сокращать врачей (что уже происходит) и перераспределять специалистов по удалённым подразделениям. А гражданам в надежде на медпомощь придётся преодолевать значительные расстояния, лишний раз подтверждая известную истину: чтобы позволить себе болеть, нужно быть очень здоровым человеком.

К слову, объединяя существующие больницы (большинство из которых представляют собой советское и даже дореволюционное наследие), новые руководители областного здравоохранения не строят ничего нового. Если при Вахрукове возвели современный областной Перинатальный центр и новый корпус больницы имени Соловьёва, при Ястребове завершили строительство нового здания Гаврилов-Ямской ЦРБ и капитальный ремонт нескольких районных больниц, то при Миронове лишь приняли в эксплуатацию поликлинику в Ростове (которая была практически полностью достроена ещё при его предшественнике) и сдали два офиса врача общей практики в Поречье и Тихменево (простоявшие в высокой степени готовности несколько лет). Проект корпуса онкодиспансера.jpgПри этом до сих пор не начато строительство нового корпуса областного онкодиспансера, на который были выделены серьёзные федеральные средства. Так что эффективность управленцев от медицины вызывает много вопросов. Притом, мы коснулись только одного направления деятельности. Хотя проблемы по-прежнему остаются и с обеспечением граждан льготными лекарствами, и с дефицитом кадров, и даже с записью на приём или получением результатов анализов.

Что касается самого директора департамента, «врача в третьем поколении» Руслана Саитгареева, то в открытых источниках о нём попадаются преимущественно негативные отзывы. Сотрудники больниц упрекали его в недоступности. Журналисты называли едва ли не самым закрытым чиновником. А в самом начале прошла информация о том, что с предыдущего места Саитгареев якобы был уволен за грубые нарушения в работе, и что о новом назначении для него похлопотала сама министр здравоохранения Вероника Скворцова. По неподтверждённым данным, Руслан Ринатович является другом её сына. Который, в свою очередь, развивает сеть прачечных, получающих хороший заказ от департамента через подведомственные больницы. Возможно, это всего лишь слухи. Но если они окажутся правдой, может получиться весьма любопытный сюжет. И в этой связи крайне интересной может стать судьба муниципального предприятия «Волна», которое оказывает населению банно-прачечные услуги. Недавно оно было преобразовано в акционерное общество. А в муниципалитете давно ведутся разговоры о продаже его имущественного комплекса. Если до этого всё-таки дойдёт, интересно посмотреть – кто окажется в числе потенциальных покупателей. И какой в итоге станет стоимость услуг.

Как бы то ни было, новые руководители областного здравоохранения, очевидно, не рассчитывают надолго задерживаться в наших краях. Ярославль является для них не более чем временной тихой гаванью. Зато последствия их «реформ» придётся разгребать очень длительное время. И крайними в данном случае, как обычно, окажутся простые жители региона. В этой связи вспоминается клятва Гиппократа: не навреди! Её дают все медицинские работники. Но после переквалификации в чиновников почему-то забывают об этом. А жаль…

 

 ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?