Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

10.03.2021
Ярославль
1179
УБОРКА. ПОСТФАКТУМ.

Что можно сказать о зимнем содержании Ярославля, если вырезать брань?

УБОРКА. ПОСТФАКТУМ.

Март взял курс на вторую декаду. В Ярославле начались масленичные гуляния. За окном оттрещали (хочется верить) последние морозы. А на следующей неделе в области обещают плюсовую температуру. Суровая зима 2021 года осталась позади. Самое время подвести итоги зимней уборки столицы «Золотого кольца». Сказать, что она была ужасной – значит, не сказать ничего. Местами она просто отсутствовала. А такого количества гневных комментариев и резкой критики со стороны горожан в адрес мэрии, пожалуй, не было ещё никогда. Мы согласны с этой критикой и считаем её справедливой, поскольку живём в одном городе и ездим по тем же дорогам. И наша позиция принципиально не отличается от оценки подавляющего большинства жителей. Вопрос, что делать дальше? Можно послать сто двадцать пятое проклятие в адрес мэра и призвать «пустить под нож» весь штатный состав департамента городского хозяйства, и тем удовлетвориться. А можно попытаться разобраться в причинах и найти пути выхода из сложившегося коллапса. Поразмыслив, мы решили пойти по второму пути: оценить обстановку и сделать соответствующие выводы. Максимально объективно, беспристрастно и безэмоционально. Хотя, признаемся, далось это не без труда - на языке то и дело вертелись крепкие словечки, желающие сорваться на головы обитателей высоких кабинетов городской администрации.

 

Коммунальный «анамнез»

      4umillcfqPE.jpg   Мы уже писали о том, что будет с городом, когда на него обрушится за один-два дня месячная норма осадков. При этом делали это впервые в ноябре 2020 г., а второй раз в начале января 2021 г. Увы, наши печальные прогнозы полностью оправдались. Город не справился. И не мог справится по определению. Однако, чтобы поставить точный «диагноз» ситуации, вначале нужно получить сведения о причинах и развитии «болезни». Зимнее содержание объектов улично-дорожной сети (УДС) города Ярославля (официально-бюрократическое название уборки) – болезнь хроническая и весьма запущенная. Из года в год она имеет примерно одинаковые «симптомы», которые в нынешнем сезоне они проявились особенно остро. Первый и главный – это дефицит квалифицированных кадров. Которые, как и при товарище Сталине, по-прежнему решают всё. Но у нас их почти нет. А те, кто есть, попросту провалили работу. Что в итоге признали даже в самой мэрии. Правда, не без усилий и после нескольких окриков «сверху». На этом фоне всё чаще стали звучать призывы отправить в отставку руководителей города, ответственных за уборку и повинных в сложившемся положении.

         Овчаров.jpgТакая реакция общественности абсолютно понятна и вполне предсказуема. Не справился – освободи кресло. Наверное, это правильно и справедливо. Но давайте посмотрим чуть глубже. К примеру, увольнение того же директора департамента городского хозяйства Ярослава Овчарова даст моральное удовлетворение какой-то части горожан. Но его эффект будет очень недолгим. Имея высоких покровителей, Ярослав Владимирович вряд ли надолго останется без работы. И явно не прочувствует всей тяжести «наказания». Скорее, наоборот – вздохнёт с облегчением. При этом быстро найти адекватную замену вряд ли получится. Её просто нет. Во-первых, в мэрии уже несколько лет продолжается жестокий кадровый голод. А квалифицированные специалисты (скажем, уровня Николая Степанова или Андрея Епанешникова) отнюдь не стремятся на работу в городскую администрацию. Зарплаты – низкие, ответственность – высокая, перспективы – туманные. Отсюда – непрекращающаяся кадровая чехарда. Вспомните бесконечную череду заместителей директора того же ДГХ, ответственных за дорожное хозяйство (Пегашов, Карханов, Черницын, Бобков) или руководителей «Агентства по муниципальному заказу ЖКХ» (Тихомиров, Макеев, Притворова, Овчаров, Масленцев).

         Во-вторых, дело не только и не столько в Овчарове и иже с ним. Как известно, рыба гниёт с головы. И главная причина проблем – общий кризис управления и отсутствие системного подхода в решении городских проблем. В последнее время на Андропова, 6 работают «в режиме пожарной команды», занимаясь исключительно ликвидацией возникших ЧП и не делая ровным счётом ничего для их предотвращения. При таком раскладе говорить о каком-либо планировании хотя бы на ближайшую перспективу не приходится по определению. Вся деятельность подчинена принципу: нам бы день простоять, да ночь продержаться. Это – классическая психология «временщиков».

         Уйти от неё при сохранении системы назначения ярославских градоначальников, существующей уже шесть лет, невозможно. Нужно возвращение прямых выборов. Когда мэр будет не просто готов управлять, но и заинтересован делать это максимально хорошо. Поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая карьера. Пример эффективности такого подхода прошедшей зимой наглядно продемонстрировал глава Рыбинска Денис Добряков. Несмотря на то, что в далёком 2016 году его победа казалась отнюдь неоднозначной (а ближайший конкурент Владимир Денисов добился немалой поддержки жителей), к концу своего первого пятилетнего срока он подходит с весомым багажом реальных достижений. В том числе в вопросах городского хозяйства.

         Зимняя уборка второго по величине города региона тоже проводилась не в пример лучше, чем в Ярославле. Хотя протяжённость рыбинских дорог также вполне приличная, климатические условия порой даже хуже, а местные коммунальные предприятия испытывают никак не меньшие трудности. При этом, город не получает помощи в виде целевой бюджетной субсидии на содержание УДС. В отличие от регионального центра, являющегося единственным муниципальным образованием, которому регулярно перечисляют эти деньги. В нынешнем году сумма составила более 200 миллионов рублей.

         A8tsBEsBx80.jpgВторой показательный симптом – техническая отсталость и банальная нехватка техники. Понятно, что встречая зиму с 14 комбинированными дорожными машинами - КДМ (данные ГИБДД) при норме 67 (данные самой мэрии Ярославля 2020 года) надеяться можно только на чудо. Прошлой зимой оно произошло. Но рассчитывать на везение дважды – извините, либо самонадеянность, либо глупость. Судя по данным из открытых источников, особых проблем не было разве что с тракторными щётками. Но они не ликвидируют колейность, не устранят скользкость и не вывезут снег. Для этого нужны грейдеры, фронтальные и лаповые погрузчики и самосвалы. А с ними минувшей зимой в Ярославле был полный швах!

         Ответственное за уборку МБУ «Горзеленхозстрой» выводило на улицы в лучшем случае около 60 единиц техники (а в отдельные дни – вообще вдвое меньше). Притом, что в соответствии с ГОСТ убирать наш город должно не менее 254 машин. Кроме того, по неподтверждённой информации, последняя крупная уборочная техника закупалась чуть ли не в 2010 году и имеет очень серьёзный износ. Правда, пару лет назад в «Спецавтохозяйство» поступили несколько мини-погрузчиков и вакуумный автопылесос (для летнего содержания). Но, как нетрудно догадаться, большой погоды они не сделали. А горзеленхозовские мини-трактора в лучшем случае могли привести в порядок парковые дорожки и неширокие тротуары (для чего и были предназначены изначально). Стоит ли удивляться, что муниципальное предприятие оказалось не готово к зиме?

        IENmQhuprec.jpg Третий симптом – общая организация процесса. Здесь мы видим сразу несколько проблем. Первая из которых – выбор генерального подрядчика. Сама идея уйти от конкурсов и проводить зимнее и летнее содержание города через муниципальное задание силами собственного предприятия более чем разумна (что, в общем, не отрицали даже ярые критики мэрии). Нарекания вызывала её реализация. Ответственным учреждением сделали МБУ «Горзеленхозстрой», главной задачей которого до этого судьбоносного решения было содержание городских парков и скверов. Но никак не трёхполосных проспектов первой категории и ещё 700 километров улично-дорожной сети. Спешная передача остатков техники от МУП «Городское спецавтохозяйство» чуда не сотворила. При этом похоже, что само «САХ», которое педантично банкротили чуть ли не при всех градоначальниках со времён мэра Виктора Волончунаса, сегодня реально доживает последние дни. И тоже не может выступать в качестве генподрядчика по уборке областного центра. Хотя по логике вещей именно оно должно было взять на себя эти функции.

         Вторая проблема – при очевидном дефиците собственной техники мэрия почему-то не спешила обращаться за помощью к сторонним организациям. Точнее, в итоге это было сделано (помощь оказывали «Ярдормост», «ГК «ЕКС», «ТГК-2», СЖД, «Ярославльводоканал» и другие хозяйствующие субъекты). Но фактически уже после того, как город завалило снегом. Вновь сработал тот самый принцип «пожарной команды». На что городской администрации попеняли даже депутаты областной Думы. 

Простаивающий трактор (фото из соцсетей).jpg

Наконец, в-третьих, лучшего оставляла желать дисциплина самих работников. Когда из 12 КДМ в ночной смене после снегопада едва ли не половина работала от 2 до 4 часов (по данным всё той же ГИБДД) – это саботаж. Когда техника ездит вхолостую с поднятым отвалом, а то и вовсе стоит, не выполняя никакой работы и прожигая казённое топливо, - это уже вредительство. И за это надо наказывать. В противном случае, уборка так и будет проводиться спустя рукава. Одним словом, «анамнез» понятен. Теперь о том, как лечить «болезнь». 

 

Лекарство от зимней спячки: хирургия, терапия и «народные средства»

       ngOXJ8hbeF8.jpg  На наш взгляд, «лечение» должно сочетать комплекс приёмов. Где-то не обойтись без кардинальных мер (сродни «хирургическому вмешательству»), а где-то достаточно усилить работу с населением («народные средства»). К первым прежде всего относится закупка техники. Можно сколько угодно выпрыгивать из штанов и утверждать, что в городе все хорошо. Но 30-60 машинами 600-тысячный областной центр нельзя убрать по определению. Эта аксиома. Хотите нормальное содержание – закупайте технику. Безусловно, это очень затратно. Но городская казна в любом случае расходует деньги на стороннюю технику (а также сосет средства областного бюджета в виде целевой субсидии). А так у Ярославля, по крайней мере, будет собственный автопарк.

         В начале марта месяца мэрия уже объявила о закупке в лизинг 21 единицы для содержания дорог (вообще, это нужно было делать летом или хотя бы осенью 2020 г.). Но для исполнения муниципального задания в соответствии с требованиями ГОСТ городу (по информации самой мэрии) необходима 71 машина: 30 КДМ для распределения пескосоляной смеси и природного рассола, 25 самосвалов, 10 тракторов с навесным оборудованием (щётка, отвал), 4 фронтальных и 2 лаповых погрузчика. Городская администрация уже направила письмо в Правительство области об оказании помощи в данном вопросе. Хотя, на наш взгляд, и этого количества техники будет недостаточно (нормы ГОСТ были указаны выше). Тем не менее, процесс так или иначе пора запускать.

         То же самое касается «усиления штатного расписания» МБУ «Горзеленхозстрой». Существующего количества сотрудников однозначно не хватает. А если учесть, что часть этих людей не отличается высокой дисциплиной (мы не хотим никого обидеть, но это доказанный факт, о чём было сказано выше) – ситуация и вовсе становится патовой. Необходим дополнительный набор персонала и индексация заработной платы. Задача сложная, но выполнимая. В том же «ПАТП-1» это в принципе получилось. В любом случае, лучше заплатить дворнику на 1000 рублей больше, чем потом получать миллионные судебные иски от граждан, попавших в ДТП или сломавших ноги на скользких тротуарах.

        Горзеленхозстрой.jpg Само собой, параллельно необходимо повышение трудовой дисциплины. Возможно, для этого придётся создать специализированную контрольную службу, в том числе на выезде. Строго говоря, в переформатировании нуждается весь «Горзеленхозстрой». Сегодня предприятие продолжает оставлять впечатление садово-паркового хозяйства, на которое навесили обязанности по уборке города. В результате в 2020 и начале 2021 года толком не выполнялась ни первая, ни вторая задача. А о новых полномочиях учреждения свидетельствует разве что выделенная должность заместителя директора по содержанию УДС на официальном сайте.

         В идеале же в МБУ должна быть создана полноценная база: несколько специализированных автоколонн, ремонтные цеха, склады ГСМ и реагентов, производственно-технический и отдельный планово-экономический отделы и так далее. Конечно, мы не хотим лезть со своим уставом в чужой монастырь и рисовать организационно-штатную структуру предприятия. Но на практике это должно выглядеть примерно так. В противном случае, город так и не получит полноценного генподрядчика. При этом не нужно избегать помощи сторонних организаций. При сохраняющемся дефиците техники это в любом случае придётся делать. По крайней мере, пока. Тем более, что многие частные специализированные организации открыто заявляли о своей готовности поддержать город. А договориться об условиях, наверное, не составит большого труда.      

xsPxV7GBUoA.jpg

Не стоит упускать из виду и формирование благоприятного общественного мнения. Прошедшей зимой об этом забыли напрочь. Подавляющее большинство вопросов граждан (в основном, сводившихся к срокам уборки и состоянию конкретных улиц, проездов и дворов) сутками оставались без внятных ответов. А бодрые фото-отчёты территориальных администраций и стандартные отписки «Горзеленхоза» («принято в работу») в социальных сетях лишь вызывали раздражение жителей. Кто не верит – может почитать комментарии в общедоступных группах. При этом официальные сообщения мэрии были скупы и не слишком информативны. А регулярных пресс-конференций и вовсе не проводилось.        

 Чтобы избежать подобных ошибок, в дальнейшем можно публиковать титульный список конкретных объектов улично-дорожной сети и элементов инфраструктуры (остановочные карманы, пешеходные переходы, тротуары и так далее) из муниципального задания, а также графики их уборки. Лучше – с разбивкой по районам или даже микрорайонам. Чтобы люди знали, что, а главное – когда должно быть убрано, почищено и приведено в нормативное состояние. Контролировать работу в таком случае тоже будет проще. Отчасти эта работа уже началась. Но, к сожалению, слишком поздно.

         Также можно ввести в практику ежегодный отчёт должностных лиц мэрии об использовании целевой субсидии на содержание дорог из областного бюджета. По крайней мере, это позволит избежать упрёков в коррупции и снимет вопросы – куда делись выделенные средства? Подобные меры не потребуют никаких финансовых расходов и будут не слишком трудозатратны. Но однозначно выполнят свою полезную роль. Прежде всего, снизят социальную напряжённость и дадут жителям понимание плановости работы органов власти.

         Таким нам представляется «рецепт» для лечения «хронической болезни» под названием зимнее содержание города Ярославля. При подготовке данного материала мы не имели целью макать кого-то в грязь лицом. Или, наоборот, защищать и оправдывать. Точно также мы не претендуем на истинность в последней инстанции и не собираемся строить из себя умудрённых опытом гуру. Нашей целью было лишь показать возможные пути решения проблемы, которая достигла критических значений и не на шутку достала жителей города Ярославля. Надеемся, что ответственные лица в мэрии (и не только в мэрии, ибо большинство наших читателей осознают место нахождения истинного центра принятия решений) прочитают эту статью и найдут в ней что-то полезное. А ещё лучше – мотивирующее на конкретную работу. Пока с этим есть серьёзные проблемы, которые граждане вряд ли будут терпеть до бесконечности. Так что пора просыпаться от зимней спячки! Весна идет! Теперь – дороги!!!

 

        

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Нравится ли Вам состояние автомобильных дорог после зимнего периода?