Выборы Президента России завершились. Несмотря на отдельные случаи нарушений закона и порядка на избирательных участках, а также атаки беспилотников (в ночь на 17 марта силы ПВО сбили 35 дронов ВСУ над восемью российскими регионами, в том числе 4 дрона долетели до Ярославской области), в целом голосование 15-17 марта прошло на редкость спокойно. Впрочем, как и вся кампания. По итогам обработки 99% бюллетеней Владимир Путин получил 87,3% голосов избирателей. Что стало лучшим результатом действующего главы государства за всю историю его участия в выборах, начиная с 2000 года. Этому способствовал целый ряд объективных и субъективных факторов, которые формировались в течение нескольких лет. Так что никакой неожиданности здесь не произошло, да и не могло произойти. Вопросы были лишь в нюансах – как проголосуют в конкретных регионах, какой окажется итоговая явка, будет ли добровольно-принудительный приход на участки, кто займёт второе место и так далее. Всё это было актуально и для Ярославской области, где результаты голосования, по традиции, оказались несколько отличными от общероссийских, и имели свои особенности.
Начнём с явки – универсального показателя, который показывает и уровень доверия к власти, и градус социальной апатии (либо, напротив, политической напряжённости), и возможности мобилизации электората. Выборы Президента впервые проходили в течение трёх дней и проводились с использованием системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Что, безусловно, не могло не отразиться на итоговых цифрах. Всего в Ярославской области было организовано 826 постоянных и 5 временных избирательных участков. Разумеется, проводилось и голосование на дому.
По нашим субъективным данным, практика добровольно-принудительного участия в выборах на сей раз не получила серьёзного распространения. Во всяком случае, по сравнению с тем, что было шесть лет назад во время президентской кампании 2018 года. Согласно имеющейся информации, работникам крупных промышленных предприятий лишь говорили о желательности принять участие в голосовании (упирая при этом скорее на моральную составляющую), и создавали для этого соответствующие стимулы. К примеру, на ПАО «Автодизель», ПАО «ОДК – Сатурн» и некоторых других предприятиях и организациях предоставляли возможность на несколько часов уйти с работы, чтобы посетить свой избирательный участок. Но никаких автобусов, «каруселей», «учётных карточек» и прочих подобных вещей не устраивали.
В бюджетной сфере было построже. Значительное количество бюджетников, по традиции, голосовали в первый день, и чаще – с помощью ДЭГ. По сведениям наших источников, довольно жёсткие требования действовали, к примеру, органах местного самоуправления Ярославля: обязательное участие в голосовании для сотрудников, строгий поэтапный контроль этого голосования в течение всех трёх дней, разнарядки по явке для чиновников и депутатов. К примеру, спикеру городского Муниципалитета (и одновременно секретарю местного отделения «партии власти) Сергею Калинину, по слухам, надлежало обеспечить участие в выборах почти 3 тысяч человек. Выполнил ли Сергей Григорьевич эту задачу – мы, конечно, не узнаем. Однако показатели явки в областном центре, опять же по традиции, оказались в числе худших по области. К середине второго дня голосования – примерно на 10% ниже, чем в среднем по региону. В частности, во Фрунзенском районе Ярославля, была зафиксирована самая низкая явка в регионе - всего 55%. Не густо, прямо скажем, для района, где в основном проживает средний класс.
При этом пример доблестного исполнения гражданского долга наглядно демонстрировали всевозможные руководители. В течение всех трёх дней. Так, 15 марта о посещении избирательных участков и своём голосовании ярославцам рассказали мэр регионального центра Артём Молчанов, вице-спикеры областной Думы Николай Александрычев и Виктор Волончунас, многие главы муниципальных районов. А, к примеру, областные министры ЖКХ Алексей Рябченков и финансов Алексей Долгов отдали свои голоса дистанционно. 16 марта свой выбор сделал губернатор Михаил Евраев, а 17 марта – спикер регионального законодательного собрания Михаил Боровицкий. Разумеется, всё это сопровождалось обязательным фотоотчётом, а в ряде случаев – даже видео. В какой-то момент это даже вызывало улыбку и напоминало некий детский конкурс на лучшую картинку. Может, это из-за массовости?
Завуалированных акций и призывов с целью увеличения явки по сравнению с событиями шестилетней давности на сей раз тоже было немного. Хотя кое-что всё же имелось. Прежде всего, это, конечно, викторина «Поверь в мечту», где можно было выиграть всевозможные подарки, в том числе весьма существенные. Раскручивать её начали ещё задолго голосования. А потом в течение всех трёх дней как бы ненавязчиво вбрасывали в СМИ информацию о победителях, которые получали бытовую технику, автомобили и даже квартиры.
Сама викторина была приурочена к началу голосования по выбору общественных территорий для благоустройства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». В этом плане как раз прослеживаются параллели с кампанией 2018 года, когда людям также предлагали участвовать в отборе территорий по программе «Решаем вместе!». Так что ход не новый. Кроме того, голосование совпало с масленичными гуляниями и вообще с завершением всей масленичной недели.
В воскресенье в городах и районах области по этому поводу устроили народные гуляния и концерты. В Ярославле центр празднеств разместили на многострадальной Советской площади, заменив разобранную за считанные дни до этого ёлку на фигуру Масленицы. Местами представления развернули прямо на избирательных участках.
Где, к слову, на этот раз вообще было замечено какое-то небывалое количество сказочных и фольклорных персонажей – от мышей и героев мультсериала «Маша и Медведь» до Бабы Яги. Организовав зрелища, не забыли и про хлеб в виде дешёвой выпечки по 10 рублей. В общем, не выборы, а просто цирк праздник какой-то! Что также давало лишний мотив посетить участки и сделать свой выбор.
В итоге по данным ЦИК (цифры отражены на специальной вкладке «Выборы24» сервиса «Яндекс.Дзен»), явка в Ярославской области составила 65,23%. В данном случае речь о тех, кто голосовал непосредственно на избирательных участках. Много это или мало? Ответить на этот вопрос однозначно довольно сложно. Поэтому постараемся оценить эти данные относительно других сопоставимых показателей. Начнём с явки в целом по стране (также без учёта ДЭГ). Она составила 73,33%. Таким образом, у нас – на 8 п.п. ниже. Правда, в нескольких субъектах мы увидели явку и меньше 60%. Это регионы Сибири и Севера европейской части России: Алтайский край – 51,65%, Томская область – 53,48%, Республика Карелия – 54,56%, Новосибирская область – 56,09%, Республика Коми – 56,82%, Архангельская область - 58,78%, Иркутская область – 59,91%.
Притом, первый показал не только самую низкую явку (она не дотянула до 60% даже с учётом результатов ДЭГ), но и ухудшил собственные показатели 6-летней давности. К слову, в Ярославской области в президентских выборах 2018 года приняли участие 64,12% избирателей - всего на 1,1% меньше. И это притом, что тогда голосование проходило лишь один день, и без использования ДЭГ. Разница с общероссийскими результатами (67,4%) шесть лет назад также была существенно меньше, чем сейчас. Так что нынешний показатель у нас, в каком-то смысле, оказался даже хуже, чем тогда. Точнее – хуже, чем мог быть по сравнению с 2018 годом.
Далеко не лучшие показатели у нас и в ЦФО. Из 18 субъектов округа по явке Ярославская область – четвёртая с конца. Хуже нас цифры только в Калужской области, Владимирской области и Москве (смотрите таблицу внизу). Притом, столица, показатели которой обычно значительно ниже наших, на этот раз идёт с Ярославской областью практически ноздря в ноздрю, демонстрируя разницу в несколько десятых долей процента (64,88%). Остальные соседи показали более высокий результат, притом некоторые – значительно выше (Белгород, Брянск). Из «ближних» соседей лучше всех сработали в Ивановской области (76,93%).
В свою очередь, с помощью ДЭГ свой выбор сделали более 125 тысяч из 133 тысяч зарегистрировавшихся ярославских избирателей. Здесь явка составила 94,09%. Но с ДЭГ разговор особый, и учитывать его, на наш взгляд, всё же надо отдельно.
Показатели явки избирателей на избирательные участки в отдельных регионах России
Субъект ЦФО |
Явка избирателей |
Белгородская область |
82,46% |
Брянская область |
83,46% |
Владимирская область |
61,18% |
Воронежская область |
71,35% |
Ивановская область |
76,93% |
Калужская область |
60,98% |
Курская область |
69,39% |
Костромская область |
66,31% |
Липецкая область |
71,80% |
Московская область |
68,61% |
Орловская область |
76,10% |
Рязанская область |
71,88% |
Смоленская область |
70,05% |
Тамбовская область |
75,90% |
Тверская область |
65,68% |
Тульская область |
74,47% |
Ярославская область |
65,23% |
Город Москва |
64,88% |
РФ в целом |
73,33% |
Теперь – о результатах самих выборов. Согласно данным ЦИК после обработки 99,7% бюллетеней, Владимир Путин получил 87,3% голосов избирателей. На втором месте с результатом 4,3% - кандидат от КПРФ Николай Харитонов. При этом, впервые в постсоветской истории коммунисты получили менее 10%. Это своеобразный анти-рекорд. Впрочем, понятие «второе место» в данном случае довольно условное, поскольку два оставшихся кандидата – Владислав Даванков от «Новых людей» и Леонид Слуцкий от ЛДПР набрали лишь немногим меньше Харитонова – 3,8% и 3,2% соответственно.
В Ярославской области цифры несколько отличаются от общероссийских. Результат Владимира Путина у нас – 80,84%. То есть меньше, чем в среднем по стране, почти на 7 п.п. (пропорция практически сопоставима с явкой). Кроме того, на прошедших в сентябре 2022 года губернаторских выборах действующий глава региона (в статусе врио) Михаил Евраев набрал 82,31%. То есть получил больше, чем глава государства. Пусть и ненамного. Тем не менее, в Москве очень внимательно следят за этими цифрами. К работе Михаила Яковлевича «наверху» и так накопилось достаточно вопросов. Сейчас к ним, по всей вероятности, добавится ещё один. Правда, среди своих коллег Евраев такой оказался не один.
Результаты выборов по стране в целом и в Ярославской области
Кандидат |
Результат по стране в целом, % |
Результат в Ярославской области, % |
Владислав Даванков (партия «Новые люди») |
3,8 |
7,39 |
Владимир Путин (самовыдвижение) |
87,3 |
80,84 |
Николай Харитонов (КПРФ) |
4,3 |
5,38 |
Леонид Слуцкий (ЛДПР) |
3,2 |
4,46 |
Второе место всё-таки занял Владислав Даванков. В статье «Вперёд в прошлое» от 28 февраля 2024 года мы приводили данные опроса, согласно которым кандидаты от «Новых людей» и КПРФ шли буквально ноздря в ноздрю. В итоге, как писали классики, победила молодость. И результат Даванкова в нашем регионе оказался практически в два раза выше общероссийского. Правда, в этом нет абсолютно никакой заслуги ни местного отделения партии, ни самого кандидата. Хотя он и посещал Ярославскую область ещё в январе, особо этот визит не запомнился. Да и сами «Новые люди» не вели здесь никакой особенной работы. По всей вероятности, на итоговых цифрах отразился традиционный протестный характер голосования в Ярославской области и банальная тоска по свежим лицам.
Коммунисты вели кампанию активнее. Во всяком случае, не раз были замечены с агитационными материалами. Николай Харитонов также посетил Ярославль. Однако его выбор в качестве кандидата в принципе оказался крайне неудачным. Что признают даже сами члены КПРФ. Причины такого решения, конечно, понятны. Но будь на месте Харитонова, к примеру, тот же Юрий Афонин – результат точно оказался бы другим. И партия могла бы сохранить лицо. А так всё напоминало какую-то несерьёзную «игру в поддавки».
Кроме того, местные коммунисты практически не отработали протестную повестку. Хотя поводов было хоть отбавляй – от аварий с энергоснабжением до разговоров о строительстве нового мусорного полигона. 2018 год в этом плане, опять-таки, оказался куда показательнее. Впрочем, тогда были совсем иные обстоятельства: другой кандидат от КПРФ (Павел Грудинин), другой первый секретарь обкома (Александр Воробьёв), другие политические события. Так что результат в какой-то степени оказался закономерным. Хотя побороться за второе место всё же могли.
Четвёртое ожидаемо досталось Леониду Слуцкому. Который даже по меркам нынешней кампании выглядел уж совсем откровенным «статистом».
В целом же, нынешние президентские выборы прошли под знаком рекордов: рекордная явка, рекордный результат действующего главы государства, рекордные (но уже со знаком «минус») цифры альтернативных кандидатов. Насколько это хорошо – наверное, вопрос. С одной стороны, это свидетельство единения граждан страны и проявления их позиции в условиях геополитической блокады и новых вызовов. С другой – высокий результат на фоне откровенно слабых противников несколько нивелирует радость победы. В этой связи, например, непонятно, зачем «срезали» других самовыдвиженцев. Рискнём предположить, что если в числе кандидатов остался тот же Борис Надеждин (при всём неоднозначном к нему отношении), результат воспринимался бы уже по-другому. Во всяком случае, следить за кампанией было бы куда интереснее. Кроме того, любые рекорды обязывают соответствовать. И взятую планку необходимо удерживать. А держать придётся долго – до 2030 года. Ведь выборы – это лишь начало нового этапа в жизни государства. И следующая кампания через шесть лет будет отличаться от нынешней. Но до неё, как говорится, ещё нужно дожить. И в том, будет ли уровень этой жизни соответствовать цифрам, которые получил победитель голосования 15-17 марта, на самом деле и будет состоять главный результат прошедшей кампании.
ИВАН ТИХОНОВ