Весна идёт! Весне дорогу! А дороге – ремонт! Хотелось бы, чтоб не вечный
Традиционной приметой каждой новой весны, помимо журчащих ручьёв, кричащих скворцов и пня, который, согласно Любови Орловой, мечтает стать берёзкой, у нас давно стали развалившиеся за зиму дороги. Нынешней весной это ощущается особенно остро. Потому редкий водитель, выезжая по своим делам и вынужденно демонстрируя мастерство поистине художественного вождения, обходится нынче без крепкого словца. И всем нам ну очень хочется, чтобы эту весеннюю распутицу, наконец, привели в порядок. А заодно – привели в порядок и те дороги, которые весна потрепала уже не раз. Если верить властям, на стартовавший сезон у них большие планы. Всего планируется отремонтировать 484 километра, в том числе почти 155 километров муниципальных трасс. Однако если региональные объекты ещё в начале марта были расторгованы на 80%, то контракты по местным дорогам даже месяц спустя заключили лишь на 10-15%. Поэтому основные сложности и срывы (а значит – и продолжающееся справедливое недовольство граждан) могут быть именно на последнем направлении. Причин тому несколько. Это и задержка денег по линии федерации («дыры» приходится временно закрывать собственными средствами, оголяя другие участки регионального дорожного фонда), и нерасторопность местных начальников (хотя бы в устранении тех же ям – здесь деньги как раз заложены, притом в полном объёме), и очередные эксперименты от Правительства Ярославской области (где в самый неподходящий момент вдруг решили перераспределить часть дорожных полномочий с поселений на районы). Ну и, само собой, хоть на региональных, хоть на муниципальных объектах хрестоматийной бедой остаётся несоблюдение технологий и качество материалов. Притом, с последним предлагают разбираться уже на уровне Правительства страны. И есть сильное подозрение, что без комплексного решения названных проблем печальная традиция апрельского выпрямления дисков и замены подвески не будет нарушена и грядущей весной.
Говоря о дорожных проблемах, нужно помнить про их разделение на региональные и местные. Понятно, что машины ездят и там, и там. И, в случае чего, водители одинаково страдают хоть на трассе «Ярославль-Рыбинск», хоть на улице Победы и проспекте Октября в областном центре, хоть на проезде Машиностроителей в Гаврилов-Яме. Тем не менее, областное и муниципальное дорожное хозяйство отличается по целому ряду параметров (от категории и километража до требований к содержанию и количества средств на ремонт). Поэтому пользоваться одной меркой здесь всё же неправильно.
Так что в начале – пара слов о региональных магистралях. Тем более, что ситуация с ними выглядит лучше, чем на местах. Можно сказать, даже значительно лучше. Объём дорожного фонда на начало апреля составляет порядка 13,5 миллиарда рублей. Что соответствует уровню прошлого года. В сегодняшней экономической ситуации это уже хорошо. Главные работы, по традиции, проведут в рамках национального проекта «БКД». По словам директора областного департамента дорожного хозяйства Романа Душко, объём расходов на его финансирование в 2023 году составит 6 миллиардов 768 миллионов рублей.
Если говорить о дорогах и мостах региональной собственности, то в нынешнем сезоне по нацпроекту запланирован ремонт более 30 объектов. К середине марта контрактация по ним составила свыше 80%. Сегодня на многих из них уже начались работы. Кроме того, после соответствующего поручения Президента страны, ряд объектов будет сделан за счёт лимитов 2024 года. Первые контракты по ним также заключены. В общей сложности под указанные средства «опережающими темпами» намерены привести в порядок более 100 километров дорог.В начале года серьёзные проблемы были с финансированием работ по содержанию областных трасс (широкий комплекс мероприятий от уборки снега зимой и окашивания обочин летом до ямочного ремонта). На эти цели в бюджете заложили всего 1 миллиард 737 миллионов рублей. Это даже меньше, чем при утверждении аналогичных расходов на 2022 год, хотя за прошедший период стоимость реагентов и инертных материалов увеличилась. При февральской корректировке бюджета данный недочёт был отчасти исправлен. На содержание в казне добавили 421 миллион.
При этом, 200 миллионов дополнительно выделили на так называемый «ремонт картами», или по-научному – замену изношенных верхних слоёв дорожной одежды. И, если верить тому же Роману Душко, в рамках контракта на содержание таким способом планируют отремонтировать порядка 40 километров дорог. В прошлом году, правда, было 50 километров. Так что пока не очень понятно, что на данном направлении велел усилить губернатор Михаил Евраев. Ведь указание сделать акцент на «картах» исходило именно от главы региона, и было растиражировано всеми средствами массовой информации.
Однако «карты» начнут класть уже ближе к маю. Между тем, после тяжёлой зимы многие дороги уже сейчас представляют собой весьма плачевное зрелище. Так что с начала апреля на областных трассах стартовал старый добрый ямочный ремонт горячим асфальтом. Свежие «заплаты» появились на магистралях «Ярославль – Рыбинск», «Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль» и других. Но работы, понятное дело, ещё непочатый край. Само собой, всё сказанное выше отнюдь не означает отсутствие серьёзных дорожных проблем в зоне региональной ответственности. Заветного ремонта ни один год продолжают ждать десятки трасс областного значения. В качестве примеров можно привести участки дорог «Ярославль – Любим», «Рыбинск – Пошехонье», «Борисоглебский – Зачатье» а некоторые (к примеру, трассу «Кузьминское – Осташево – Столбищи – Рождественное» в Тутаевском районе) нужно перекладывать уже полностью. Вообще, в ненормативном состоянии на сегодняшний день остаётся ещё более половины всех региональных магистралей.
Более того: проблемы начались даже на тех магистралях, которые были отремонтированы буквально два-три года назад. А то и раньше. Редкая весна за последние годы не обходится без потерь на этом фронте. Самыми резонансными примерами нынешнего сезона стала дорога «Ярославль – Сабельницы» в Ярославском районе и улица Толбухина в левобережной части Тутаева. Они простояли всего несколько месяцев, после чего начали буквально «расходиться по шву».
Обе делали в рамках всё того же нацпроекта «БКД». В итоге последней дорогой (на пару с соседней улицей Панина, которую ремонтировали в 2020 году) сейчас занимается Следственный комитет России. Проверка уже установила на данных объектах продольные и поперечные трещины, отхождения бордюра от асфальта, дефекты в виде провалов, неровностей и другие разрушения асфальтового покрытия.
Всего же на гарантии находится более 150 региональных и муниципальных объектов общей протяжённостью свыше 850 километров, выполненных в рамках «БКД» за последние три года. Власти уверяют, что каждая из указанных дорог будет обследована до 28 апреля. После чего подрядчикам выпишут предписания и дадут месяц на устранение дефектов. После чего будет запущен повторный объезд. Разумеется, что устранять замечания исполнители будут за свой счёт. Жаль только, что за последнее время эти замечания появляются всё чаще. В конце концов, гарантия должна быть не средством для латания дыр, а способом для того, чтобы их избежать.
Теперь – к дорогам местным. В каждом муниципальном образовании имеются собственные дорожные фонды. Однако в подавляющем большинстве случаев их объёмы настолько смешны, что порой не позволяют выполнить даже элементарных работ по содержанию. Поэтому ключевую роль играет поддержка из вышестоящих бюджетов. В текущем году муниципалам уже выделили более 3,9 миллиарда рублей. Это почти треть от общего объёма регионального дорфонда. Средства распределяются через 8 различных видов субсидий на все случаи дорожных работ.
Правда, шесть их них носят строго целевой характер и предназначены для строительства и ремонта конкретных объектов в Ярославле, Рыбинске и Рыбинском районе, Ростове и Ростовском районе, Гаврилов-Яме, Любиме, Борисоглебском, Угличском и Ярославском районах. К слову, к таким субсидиям относятся и средства на комплексное развитие транспортной инфраструктуры городской агломерации «Ярославская». Проще говоря – на ремонт дорог местного значения в рамках национального проекта «БКД». На эти цели предусмотрено более 1 миллиарда рублей. В том числе 896 миллионов – для Ярославля, где планируют отремонтировать 16 улиц (плюс 3 – в резерве) и установить 7 новых светофоров, 47,5 миллиона – для Тутаева и Константиновского сельского поселения и 63 миллиона – для Ярославского района. За счет указанной субсидии планируется привести в нормативное состояние не менее 18,4 километров улично-дорожной сети.
Однако две крупные субсидии распределяются между всеми муниципальными образованиями, включая крохотные сельские поселения. Первая предназначена для ремонта проездов к социальным учреждениям. Действует второй год. Объём финансирования – 600 миллионов. Соглашения с муниципалами заключены на 100%. В общей сложности предполагается приведение в порядок более 150 объектов. Вторая – на финансирование дорожного хозяйства муниципальной собственности. Её закладывают уже несколько лет. Расходы составляют 500 миллионов. За счет средств субсидии предусматривается реализация порядка 190 объектов. Притом, в соответствии с заключёнными соглашениями почти 103 миллиона (21%) направлены органами местного самоуправления на содержание, и 397 миллиона (79%) – на ремонт.
И здесь стоит остановиться поподробнее. Поскольку с содержанием, а конкретно – с ямочным ремонтом, у муниципалов настоящая беда! Вроде бы, деньги выделены. А органы местного самоуправления их сами распределили. Однако в середине весны городские и районные дороги местами представляют собой настоящее решето. Больше всех отличились, конечно, в Ярославле. Притом, областному центру единственному предусмотрена «персональная субсидия» на содержание в размере 206 миллионов рублей. Однако к началу апреля она почему-то была профинансирована лишь на 22 миллиона. И с установлением тёплой погоды город отнюдь не спешил выполнять свои обязательства по приведению уличной сети в приемлемое состояние.
Начиналось всё бодро. Мэрия опубликовала полный перечень работ, среди которых значился ремонт литым и горячим асфальтом. Первые работы должны были выполнить до 15 апреля. Но, внимание, в списке было всего 7 объектов. Это не опечатка. Кто не верит – может посмотреть информацию на сайте городской администрации, она находится в открытом доступе. Более того: даже из этого списка работы были выполнены не полностью. Во всяком случае, новых «заплат» на Тутаевском шоссе в районе «Парижской коммуны» или на улице Советской на участке от Республиканской до шинного завода замечено не было. А обманывать, как известно, не хорошо.
Во втором списке объектов больше – аж 30, а на сам ремонт отводится более месяца – с 15 апреля по 20 мая. И кое-где работы уже начались. Вот только их организация и качество уже успели попасть под огонь критики. Надо подчеркнуть, абсолютно заслуженной и справедливой. Показательным примером стал проспект Октября. Ещё в начале апреля здесь выполнили частичное фрезерование старого асфальта.
А вот новый отчего-то не положили. Да так всё и оставили. В итоге автомобилисты две с лишним недели вынуждены ездить как по полигону, лавируя между «выгрызенными» пустотами, создавая аварийные ситуации и ежедневно расходуя ресурс своих «железных коней» вкупе с собственными нервами. Притом, само фрезерование было выполнено по какому-то совершенно рандомному принципу, словно мастер был пьян. А на отдельных участках плотность ям оказалась настолько высокой, что впору было укладывать полноценную «карту». Но город пошёл другим путём, сделав ставку на кучу мелких убогих «заплат». Который дай бог простоят только до осени. А дальше с момента начала сезона дождей снова придут негодное состояние.
Пример, разумеется, не единственный. В качестве наиболее проблемных объектов улично-дорожной сети Ярославля ГИБДД ещё в марте называла участок Ленинградского проспекта на выезде из города, проспект Машиностроителей от улицы Папанина до улицы Шандорной, Тутаевское шоссе от Полушкиной Рощи до улицы Елены Колесовой, улицы Волгоградская, Победы, Свободы, Папанина, Шандорную, Гоголя, Журавлёва, а также Бабича (от Строителей до Ленинградского проспекта) и Советскую (от Республиканской до ЯШЗ). Хотя что-то подсказывает, что этот перечень далеко неполный.
Как минимум, к нему можно добавить «легендарный» Суринский путепровод с Юго-западной окружной дорогой, улицы Малую Пролетарскую, Сосновую, Карла Либкнехта, Добрынина (где недавно в одной из ям практически утонул пассажирский автобус), Дядьковский и Школьный проезды, Тепловой переулок и многие другие. Часть из них, правда, попала в перечень работ по «БКД». Однако до того момента, как на них начнут укладывать асфальт, автомобилисты рискуют оставить там ни одну подвеску или бампер.
К слову, за первый квартал 2023 года Госавтоинспекция зарегистрировала более 50 аварий, причинами которых стало неудовлетворительное состояние проезжей части. А в отношении мэрии завели свыше десятка административных дел. Само собой, проблемы с ремонтом дорог есть не только в Ярославле. В качестве примера можно посмотреть на состояние главной артерии – проспекта 50-летия Победы в упомянутом выше Тутаеве. Там просто нет живого места. Однако местные власти почему-то не чешутся убрать хотя бы самые крупные ямы.
Вообще, в целом в соответствии с заключенными соглашениями о предоставлении субсидий в муниципальных образованиях планируется отремонтировать почти 155 километров дорог. Но к началу апреля на планируемые объекты полностью не была сделана даже проектно-сметная документация (готовность составляла порядка 85%). Проверку в государственной экспертизе прошла примерно половина проектов. А вот контракты на непосредственные работы заключили только на 10-15%. И с такими темпами своевременное (а значит – качественное) завершение работ находится под большим сомнением.
Впрочем, отчасти тут есть и объективные причины. К примеру, затеянная с подачи губернатора Михаила Евраева передача полномочий по дорожным работам от поселений на уровень районов. Из-за чего на местах в разгар конкурсных процедур якобы даже были вынуждены приостановить торги. И хотя в Правительстве области пояснили, что в районы передают только полномочия по строительству, реконструкции и ремонту, а содержание остаётся в ведении поселений (как и сами дороги), что торги не остановлены, что контракты будут заключать опять-таки поселения, а смена заказчика будет оформлена обыкновенным дополнительным соглашением, определённую неразбериху и сумятицу перемены внесли. Их можно было избежать, поступив инициатива «сверху» несколько раньше. Но данный вопрос – исключительно организационно-политический.
Есть «сюрпризы» и по линии федерации. Скажем, из Москвы до сих пор не пришли деньги в размере 500 миллионов рублей на финансирование работ по капитальному ремонту моста через Волгу в Рыбинске. Соответственно, при ближайшем уточнении регионального бюджета 25 апреля эту «брешь» придётся закрывать областными средствами. Возможно, за счёт отвлечения с других «участков», ибо дорожный фонд также ограничен.
Наконец, много вопросов остаётся к соблюдению технологии работ и качеству материалов. На дорогах действительно всё чаще стали появляться дефекты в виде разрушения стыков, появления продольных разломов, сетки трещин, провалов, шелушения верхних слоёв покрытия и других, притом ещё до истечения гарантийного срока. В качестве одной из причин представители научной общественности видят неудовлетворительное качество битума (вяжущих компонентов). По их мнению, применяемые материалы не вполне рассчитаны на наши температуры и общие климатические условия. Соответственно, необходимо изменение рецептуры. Однако решение этого вопроса находится на уровне регионального и федерального руководства.
Тем не менее большая часть проблем с муниципальными трассами всё же завязана на работу местных властей. Там, где она отлажена – и сложностей практически нет. А там, где процесс не могут наладить годами (Ярославль здесь, увы, не исключение), дороги реально становятся «второй российской бедой». Если не первой. Между тем, ремонт дорог в весенне-летний период станет одним из главных факторов, определяющих поведение электората в ходе сентябрьского голосования и, в ближайшей перспективе, выборов 2024 года. А актуальные средства массовой коммуникации через социальные сети и систему «инцидент-менеджмента», которую так активно внедряют на уровне Правительства области, могут как улучшить, так и ухудшить полученный эффект. Так что на муниципальных главах лежит очень большая ответственность. Впрочем, как и на руководстве региона. А качество ремонта дорог вполне может стать критерием кадровой политики. Насколько действенным – узнаем уже осенью.
ВИКТОР ПАРФЁНОВ