В минувшие выходные закончился 26-й Петербургский международный экономический форум. Он оставил двойственное впечатление. С одной стороны, не может не радовать его проведение как таковое. В условиях изоляции, беспрецедентного давления со стороны Запада и глубоких трансформационных процессов экономика нашей страны не скатилась под откос. И ей по-прежнему есть, что предъявить «городу и миру». С другой – количество стран-участниц снизилось даже по сравнению с 2022 годом, а доля соглашений с иностранными компаниями составила менее 5% от общего числа заключённых договоров. Выходит, что «международности» на форуме осталось не так уж много. И сегодня он в большей степени является «внутренней площадкой» для российских регионов. За четверть века они прочно «подсели» на адмиралтейскую иглу. Участие в мероприятии имеет для них не только статусный характер, но и служит своеобразным индикатором экономической и политической устойчивости. Впрочем, итоги этого участия у разных субъектов существенно отличается. Одни заключают контракты на сотни миллиардов рублей и получают мощные вложения в реальную экономику. Другие подписывают «соглашениями о сотрудничестве» и «падают на хвост» готовых инвестиционных программ действующих предприятий. Последнее в значительной степени относится и к Ярославской области. Наша делегация вновь принимала участие в ПМЭФ, и материалы СМИ создали впечатление прекрасной работы. Однако её результаты объективно оказались едва ли не самыми скромными за последние годы. И больше напоминали имитацию бурной деятельности, чем саму работу.
Дабы не быть голословными, приведём несколько цифр. В общей сложности, участие в ПМЭФ-2023 приняли свыше 17 тысяч человек из 130 стран. На форуме заключили более 900 соглашений на общую сумму в 3,86 триллиона рублей, в том числе 43 соглашения с иностранными компаниями. Для сравнения: в 2022 году, по данным издания «Коммерсант», мероприятие посетили представители более 140 стран и территорий, а сумма заключённых соглашений составила 5,6 триллиона рублей. Правда, количество участников по сравнению с 2021-2022 годами увеличилось. Однако эту цифру вполне можно было обеспечить за счёт «внутренних ресурсов» регионов – составы некоторых делегаций были весьма внушительными.
Ярославская область по итогам ПМЭФ-2023 заключила 25 соглашений на общую сумму 31,6 миллиарда рублей. Если они увидят свет не только на бумаге, но и на практике, регион получит 4136 дополнительных рабочих мест. На первый взгляд, цифры впечатляющие. Однако при более внимательном анализе первоначальная эйфория спадает. Во-первых, потому что ранее область выступала на форуме куда успешнее. В том числе уже в бытность главой Михаила Евраева в 2022 году, когда мы подписали соглашения на общую сумму более 57 миллиардов рублей. Если смотреть более дальнюю ретроспективу, то одним из самых результативных оказался ПМЭФ-2019: 27 договоров на 100 миллиардов рублей. Наиболее крупным проектом тогда стало строительство комплекса глубокой переработки нефти на ПАО «Славнефть-ЯНОС». Контракт подписали губернатор Дмитрий Миронов и топ-менеджеры крупнейших акционеров завода – Председатель Правления ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков. В общем, примеры для подражания есть.
Во-вторых, достаточно блёкло мы смотрелись и на фоне других регионов. Общее количество договоров у нас получилось приличным. Но надо понимать, что 10 из них являлись соглашениями о сотрудничестве, и только 15 – инвестиционными. А их количество у сопоставимых с нами субъектов было примерно одинаковым. При этом, суммы у других регионов оказались куда солиднее. К примеру, Тверская область подписала 17 инвестиционных соглашений на 60 миллиардов, Тульская – 16 соглашений на 70 миллиардов, Калужская – 14 соглашений на 76 миллиардов. А в Белгородской области только один проект по разработке инновационных беспилотных и энергетических систем оценили в 40 миллиардов рублей. И это – не говоря о более крупных регионах. К примеру, у Ростовской области инвестиционный портфель пополнился на 196,5 миллиарда, у Нижегородской – на 251 миллиард, у Краснодарского края – на 334 миллиарда. Опять же, ничего личного. Просто бизнес. И просто сравнение.
В-третьих, не слишком успешным выглядит и положение Ярославской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах России, который традиционно готовит Агентство стратегических инициатив (АСИ). Разумеется, опять-таки по сравнению с прошлыми годами и другими регионами. На сей раз, мы заняли 15 место. Губернатор назвал его хорошим и достойным. Конечно, отчасти он прав – мы не в хвосте и даже не в середине. Однако в 2022 году у нас было 10 место, в 2021 – 8, в 2020 – вновь 10. А годы были крайне непростыми. Кроме того, на нынешней 15 строчке мы господствуем не единолично, а вместе с ещё 4 субъектами – Кемеровской, Калининградской, Липецкой областями и Республикой Саха (Якутия). А из субъектов ЦФО нас обходят Тамбов, Воронеж, Белгород, Смоленск, Калуга, Тула, Подмосковье и, разумеется, Москва. То есть половина регионов. Поэтому успех достаточно относительный.
Всё это – количественные показатели. А есть ещё качественные. И они, на самом деле, более важны. Повторимся, что из 25 соглашений инвестиционными было только 15. И подавляющее большинство из них носило достаточно странный характер. Наиболее статусным выглядел подписанный Михаилом Евраевым и Председателем правления ПАО «Газпром» Алексеем Миллером договор о сотрудничестве в сфере расширения использования природного газа в качестве моторного топлива. В частности, со стороны «национального достояния» будут проработаны варианты строительства новых газозаправочных станций, а региональные власти окажут компании поддержку в вопросах выделения земельных участков и увеличения загрузки действующей инфраструктуры.
Однако здесь прослеживается вполне конкретная подноготная. Долгое время в регионе было всего 4 газозаправочные станции, к которым выстаивались огромные очереди. В прошлом году после длительного перерыва вдруг были построены ещё две. По странному стечению обстоятельств, в тот же период в регионе начала активно работать ООО «Первая пассажирская компания» (подразделение более крупной компании «ПитерАвто»), использующая автобусы «Волгабас» на метане. В 2023 году она стала активным участником затеянной Михаилом Евраевым транспортной реформы, получив 40 маршрутов. И сейчас перевозчику из «Северной столицы» просто необходима соответствующая инфраструктура. В данном случае земляки (и Миллер, и Евраев родом из Ленинграда) удачно совместили приятное с полезным, да ещё и отвечающее интересам питерской же компании.
Ещё одним серьёзным документом стал договор с ПАО «Автодизель». Он инвестирует 7 миллиардов рублей в расширение производства в Ярославле. В результате реализации проекта будет создано не менее 350 новых рабочих мест. Также планируется о расширение производства Ярославского завода дизельной аппаратуры. На эти цели предприятие направит 4,2 миллиарда рублей с организацией не менее 150 новых рабочих мест. Сами по себе эти планы не могут не радовать. По имеющимся сведениям, сейчас Ярославский моторный завод обеспечен заказами вплоть до 2024 года. Прежде всего, по линии Министерства обороны. За последние два года прошло уже две индексации заработной платы. И на предприятии подумывают даже о переходе на 7-дневную рабочую неделю.
С другой стороны, возникает вопрос: при чём здесь Правительство Ярославской области? Деньги, кадры, компетенции, расчёты – всё «газовское». А где участие областной администрации? Простите, непонятно. И даже само соглашение губернатор подписывал не с топ-менеджерами группы «ГАЗ» и не с её основным владельцем в лице Олега Дерипаски, а всего лишь с генеральным директором самого ПАО «Автодизель» Андреем Матюшиным. Есть ощущение, что региональные власти просто «упали на хвост» инвестиционной программы предприятия и попытались выдать её чуть ли не за собственное достижение. Хотя планы «Автодизеля» наверняка были бы реализованы и без всякого участия чиновников экономического блока. К слову, то же самое касается и соглашения с компанией «Русская механика». Проект производства двигателей для квадроциклов стоимостью 2,2 миллиарда рублей будет реализован до 2030 года и позволит создать не менее 70 рабочих мест.
По идее, участие области должно выражаться в предоставлении налоговых льгот, подготовленных земельных участков с необходимыми инженерными коммуникациями или производственных помещений в промышленных парках. Справедливости ради стоит отметить, что такие примеры на форуме тоже были. Скажем, ООО «ПСМ Прайм» планирует создать на территории опережающего развития в Тутаеве новый цех по производству блочно-комплектных электростанций средней мощности. А в ярославском индустриальном парке «Новоселки» будет построен новый распределительный центр для сети магазинов-дискаунтеров «Чижик».
Однако и в первом, и во втором случае проекты трудно назвать новыми. Для ООО «ПСМ Прайм» это уже вторая очередь, в Тутаеве они работают давно, и резидентами ТОР стали одними из первых, ещё при Дмитрии Миронове. В свою очередь, X5 Retail Group (куда входит «Чижик») уже имеет крупный распределительный центр в тех же «Новосёлках», открытый ещё пять лет назад. Тем более, в регионе действует целый ряд дискаунтеров – «Светофор», «Маяк», «Смарт», «Дикси». И крупнейший ритейлер просто наверняка не хочет терять своё место в одном из регионов столичной зоны в бюджетном сегменте потребителей. Поэтому нынешние соглашения легли на весьма и весьма удобренную почву.
Ещё два резидента ТОР в Тутаеве и Ростове - ООО «ЮМТ Технология» и ООО «Завод «Волга Полимер» - займутся производством пластиковых упаковочных материалов. Понятно, что после ухода иностранных производителей российские компании стали активно занимать освободившуюся нишу. И, наверное, это необходимое производство. Однако нужно ли нам столько упаковки? Тем более, что основные проблемы то были, вроде бы, не с пластиком, а фольгированными и комбинированными пакетами от «Tetra Pak». И за год этот кризис в известной степени удалось преодолеть.
Едва ли не единственное соглашение, по которому нет никаких вопросов, касается строительства завода по выпуску медицинского оборудования – аппаратов ИВЛ, медицинских мониторов, реанимационных приборов. Объем запланированных инвестиций – 2,5 миллиарда. Инвестором выступает АО «Платформа», со стороны которого документ подписала генеральный директор Марьян Исламова. Направление с точки зрения импортозамещения нужное и весьма перспективное. А в Ярославской области уже есть фармацевтический кластер. Правда, специализируется он главным образом на производстве лекарственных препаратов.
Опять, как и в прошлом году, целый ряд соглашений касался туризма. Новые многофункциональные гостиничные комплексы будут построены в Угличе и Переславле-Залесском, а в Тутаеве на территории заброшенного горнолыжного склона создадут круглогодичный тематический парк «Николина гора». Кроме того, глава региона и президент группы компаний «Игроник» Никита Пипко подписали соглашение, направленное «на формирование положительного имиджа Ярославской области и привлечение инвестиций в регион». Согласно официальной информации, в рамках продвижения и оптимизации туристических маршрутов в Ярославской области группа компаний планирует провести работу по развитию разных видов туризма в соответствии с запросами целевых групп потребителей. В планах – реализация кампаний по продвижению отраслевых ресурсов региона, работа над позитивным имиджем территории и расширение туристических потоков.
Строительство гостиниц, в целом, понятно. Почему бы не получить кэш с состоятельных московских бюргеров, давно полюбивших комфортный отдых со всеми удобствами на лоне среднерусской природы в относительной близости от Первопрестольной (хотя регион на самом деле поимеет с этого сущие копейки). Но как понимать очередную концепцию по продвижению туризма? Вроде бы, недавно была «Гардарика». Всё, наигрались? Забыли и задвинули? Ещё раньше мы пытались раскручивать бренд «Столицы «Золотого кольца». Неужели раскрутили? Или тоже закончили? Или с каждой сменой директора департамента туризма у нас будут новые инвесторы? И «новые мощные идеи» как освоить очередные бюджетные деньги? Может, пора перестать искать «лучшее» и сделать просто «хорошее»? Для начала – хотя бы заменить битую плитку и привести в порядок фасады в исторических центрах городов. И с дорогами как-то поработать получше и потщательнее. Заранее извиняемся за непрофессиональное мнение, но огромные бюджетные деньги куда лучше потратить на это, чем на поиск никому непонятных «новых смыслов» и сомнительного креатива. Или тут снова вылезает корр….я?
В завершении стоит вспомнить проект по ревитализации территории бывшей табачной фабрики «Балканская звезда». Выполнять его будет компания бывшего директора фабрики 84-летнего Владимира Галагаева. Планируется создать общественные, деловые и жилые объекты. Проще говоря, в центре города появится очередной жилой комплекс (ЖК). Памятники архитектуры, разумеется, обещают сохранить. Хотя в области есть немало примеров, когда на это откровенно «закрывали глаза». Это к вопросу о развитии туризма и сохранении исторического наследия.
К тому же, в Ярославле практически нет примеров подобных проектов. Можно вспомнить, разве что, ЖК «Династия» на месте завода топливной аппаратуры и ЖК «Сердце Ярославля» на площадке бывшего троллейбусного депо № 1, но там всё снесли под ноль. Здесь история другая. Был ещё несостоявшийся «реноватор» Роман Фомичёв, пытавшийся преобразить дома бывшего завода «СК» на проспекте Октября. Но тут тоже не получилось. Да и судьба самого Романа оказалась незавидной. В общем, есть подозрение, что скоро мы можем увидеть новые акции протеста градозащитников. Которые могут оказаться отнюдь не беспочвенными и заткнуть за пояс уже ставшие историей митинги против застройки Бутусовского посёлка или возведения ТЦ на площади Волкова.
В сухом остатке получается, что большинство подписанных на ПМЭФ-2023 инвестиционных соглашений либо не имеют никакого отношения к деятельности органов исполнительной власти Ярославской области, либо вызывают серьёзные вопросы в плане востребованности или реализации. При таком раскладе работа экономического блока Правительства выглядит «странной», а участие в форуме скорее напоминает некий ритуал, чем реальную попытку привлечь инвестиции. А жаль. В России площадка ПМЭФ остаётся весьма эффективной, а регион продолжает ждать реализации массы действительно нужных проектов. Но вместо этого нам «продают» или то, что уже есть, или то, что можно сделать где угодно без всякой привязки к особенностям местности. Просто, «чтобы было». Возьми, Боже, что нам негоже. Увы, но с таким подходом ни о каком развитии говорить не приходится. Приходится говорить лишь об имитации.
ВИКТОР ПАРФЁНОВ