Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

07.09.2015
Ярославль
1492
ПАРКOFFки.NET
Новость о скором появлении в Ярославле платных парковок стала, пожалуй, самой обсуждаемой в городской среде за последний месяц. Она уверенно заткнула за пояс даже плохие дороги и выборы со стрельбой по палаткам кандидатов вместе взятые.  
ПАРКOFFки.NET

И не менее уверенно продолжает своё триумфальное шествие в умах ярославцев. Обустройство таких паркингов – дело почти решенное. Это если судить по действиям мэрии. По крайней мере, такое впечатление есть. Но карты чиновникам уже на первом этапе может спутать муниципалитет. Теоретически – уже в сентябре.

Но обо всём по порядку. Подбирая материал для статьи, крайне любопытно было ознакомиться с опытом других городов. Тех, где платные парковки уже действуют. Ибо понятно, что Ярославль тут далеко не впереди не только планеты всей, но и России-матушки. Отстаём мы даже от соседей по ЦФО. Итак, в начале – несколько цифр.

Город

Стоимость парковки, руб./час.

Время появления первых платных парковок

Средняя заработная плата по региону на 2015 год, тыс. руб.

Москва

60-80

Ноябрь 2012

60,8

Краснодар

30

Ноябрь 2013

23,5

Екатеринбург

30

Май 2014

29,8

Санкт-Петербург

40-50

Сентябрь 2014

41,3

Калуга

35

Сентябрь 2014

24,6

Белгород

30

Ноябрь 2014

24,8

Казань

50

Апрель 2015

24,6

Красноярск

30

Апрель 2015

26,6

Ярославль

~ 30

~ январь 2016

24,2

Эти примеры, на наш взгляд, самые показательные. А так разговор о введении платных парковок с той или иной степенью успешности идёт ещё примерно в полутора десятках городов. Начиная с «миллионеров» типа Уфы и заканчивая скромной соседней Вологдой. Притом, где-то обсуждение порядком затянулось. Например, в Рязани впервые о платных парковках заговорили аж в предкризисном 1997-м году! И продолжают говорить до сих пор. У нас этот срок значительно меньше - всего каких-то пару лет. Так что мы по сравнению с рязанцами – мы «салаги».

По первой и третьей графе видно, что строгой закономерности обустройства платных парковок в определённых городах нет. Во всяком случае, какой-то единый главенствующий критерий, будь то количество жителей, протяжённость дорог, размеры территории «исторической» части или ценность оной с точки зрения ЮНЕСКО, точно отсутствует. Пионером, конечно, стала Москва. А вот следом за ней шёл хоть и относительно богатый, но отнюдь не самый показательный Краснодар. Потом был Екатеринбург, и только после него – Питер. Притом, практически одновременно с «Северной столицей» парковки сделали в Калуге и Белгороде. Которые и «миллионерами» никогда не были, и в плане исторической архитектуры, помельче будут раз так в «дцать». Последнюю графу таблицы мы оставили для того, чтобы можно было сопоставить, так сказать, уровень платёжеспособности населения с официальными тарифами на парковку. Самой популярной цифрой были 30 рублей за час. Но в отдельных городах власти установили и более высокую планку. Кто-то – сразу, кто-то - через некоторое время (притом, предупредив о скорой индексации ещё до старта проекта). Впрочем, в некоторых городах, где к введению платных стоянок ещё только готовятся, звучат и более скромные данные: 15-20 рублей в час. Штрафы за нарушение правил парковки тоже везде разные, и варьируются от 500 до 3000 рублей.

А вот льготы почти везде однотипные. Под них попадают инвалиды, участники войны и резиденты (то есть те, кто постоянно проживает в «зоне платной парковки»). Остальных, включая чиновников и силовиков, заставляют раскошелиться наравне со всеми. Хотя в некоторых городах идут на маленькую хитрость и не включают отдельные парковочные места в список платных. По странной иронии, места эти оказываются аккурат напротив администраций. Но Ярославля это не касается, ибо Советская площадь полностью попала в «чёрный перечень» мэрии. Из других льгот: бесплатная парковка в течение первых 15 минут, а также вечером, ночью и в выходные. В некоторых регионах есть приятные «бонусы». Например, в Красноярске для добропорядочных платных парковщиков предусмотрен бесплатный проезд на общественном транспорте. Правда, только два раза в день и только в пределах центра города. Но всё равно неплохо.

Ну и, наконец, Ярославль. Под платные парковки у нас намерены выделить 46 участков в центральной части города. В основном, все они расположены в пространстве, ограниченном Красной площадью, улицей Ушинского, улицей Комсомольской, Богоявленской площадью, Которосльной и Волжской набережной. Плюс – Привокзальная площадь. Полный перечень содержится в приложении к Постановлению мэрии от 17.06.2015 № 1140. Всего предусмотрено 2610 машиномест, которые будут обслуживаться 58 паркоматами. Оставить своего «железного коня» там можно будет за 30 рублей в час с 8 до 20.

Почему мы так подробно остановились на всех этих цифрах. А потому, что опыт организации платных парковок в нашей стране наработан довольно приличный. В ряде городов они работают даже ни один год. Так что власти Ярославля, решив сделать то же самое у нас, вполне могли поучиться процессу на чужих ошибках и избежать «проколов». А заодно - и кучи ненужных вопросов. Но, судя по всему, учиться они не очень хотят. Как следствие - вопросы сыплются, словно из рога изобилия. На одном только «Ярпортале» (где вообще создана отдельная тема, посвящённая платным парковкам), обсуждение уже занимает больше 110 страниц. И это лишь с конца августа! Условно все вопросы можно сгруппировать в несколько блоков.

Блохин.jpg

Ну, во-первых, не до конца понятен выбор кураторов проекта. Двух Игорей – Владиславовича и Михайловича, Блохина и Иродова. По обывательской логике, всё, что связано с парковками, касается дорожной сети, транспорта и, на худой конец, благоустройства. Но и первое, и второе, и третье является функционалом департамента городского хозяйства. И курируется другим замом мэра – Николаем Степановым. А никак не Блохиным. Опять же, судьба ряда предприятий, к руководству которых имел отношение Игорь Владиславович, была не совсем безоблачной. 

Иродов.jpg

Что касается второго Игоря, с библейской фамилией, то он ранее вообще не был замечен в организации дорожно-транспортной инфраструктуры. По образованию он юрист, до этого работал в банковской сфере. А большинству политически подкованных ярославцев вообще известен как блогер с того же «Ярпортала» (на котором теперь и ведёт ту самую тему). И вдруг – на тебе: начальник отдела контроля за деятельностью платных парковок МКУ «Контрольная служба мэрии Ярославля». Вот те раз: парковок ещё нет, а отдел уже действует! Опять же, блогер в управлении городом – тренд слегка пугающий. Но эти вопросы – не самые страшные. В конце концов, управление транспорта, связи и организации дорожно-транспортной инфраструктуры в ближайшее время у ДГХ всё равно хотят отнять. И передать в ДСЭРГ, то есть как раз Блохину. А управлять парковками можно и научиться, было бы желание. В конце концов, много ли людей в нынешней власти работают по специальности?

Гораздо важнее вопрос общественного мнения. Которое, как выясняется, абсолютно не подготовлено. Более того, многие жители города вообще не знают, что их ждут платные парковки. На публичные слушания этот вопрос не выносился (хотя проводились они за последнее время аж трижды)! А Институт развития стратегических инициатив при мэрии (ИРСИ) ограничился лишь телефонным опросом. В котором участвовало 400 человек. По итогам чего ИРСИ бодро отрапортовал: идею введения платных парковок в той или иной степени одобряет больше половины граждан. Хотя, на минуточку, в докладе исследователей русским по белому сказано, что «безусловно поддерживает» новое начинание властей только 21% ярославцев. А 54% - против, или сильно сомневаются в этой идее. И как это понимать? Запутались в собственных выводах? И потом, что значит «в той или иной степени поддерживают»? Например, человек согласен оставлять машину на платной парковке, но только в том случае, если его зарплата будет 100 тысяч рублей в месяц. Его тоже можно записать «в ту или иную степень»? Получается – да! Да и вопросы вообще можно сформулировать по-разному. Да  и помимо того любые исследования, как известно, всегда составляются в интересах заказчика. Кто выступает в роли заказчика в данном случае, думается, объяснять не надо. 

С другой стороны – ну разве сложно было провести нормальную информационную кампанию? В конце концов, платные парковки – это стратегическая инициатива или нет? Вот и пусть ИРСИ её развивает как следует. А то ведь даже никаких плакатов не отпечатали! Ну несерьёзно, господа! (посмотрите, например, что печатали в Москве, когда население протестовало против платных парковок, так сказать, агитация наоборот).

Наконец, самый важный блок вопросов – финансовый. Здесь вообще почти ничего не понятно. Власти ясности не добавляют, ссылаясь на «коммерческую тайну». А сколь-нибудь подробное экономическое обоснование отсутствует. Для начала - во сколько обойдётся сам проект? До последнего эти данные были неизвестны. Долгожданная цифра прозвучала лишь 1 сентября на встрече с депутатами муниципалитета. Первый этап работ (те самые 2610 мест) обойдётся в 82 миллиона. На второй планируется потратить ещё порядка 63. Окончательная эта цифра или нет? Что входит в эту сумму? Много это или мало? Сказать сложно. А пытаться что-то высчитывать, исходя из опыта других городов, некорректно. Слишком уж разные цифры. Например, Белгород потратил на обустройство первого 751 машиноместа 39 миллионов. Калуге 800 мест обошлись в 30 миллионов. Красноярск на 1500 мест заложил 127 миллионов. А в Вологде, например, на 3000 мест хотели потратить всего 80 миллионов. Так что прикинуть усредненные затраты на 1 машиноместо даже условно не специалисту затруднительно. Но в указанных примерах речь по-любому идёт о бюджетных деньгах. А будет ли то или иное участие казны в нашем проекте, или он станет исключительно инвестиционным – опять непонятно.

И непонятно от того, что до сих пор нет ясности со схемой, по которой будут обустраивать парковки. На сайте самой мэрии чётко написано, что рассматриваются два варианта: создание МКУ (муниципальное казённое учреждение) или заключение концессионного соглашения. Первый вариант, понятно, потребует бюджетных затрат. Второй – практически нет. К нему, вроде как, склоняются больше. Если остановятся окончательно – будет объявлен открытый конкурс, с победителем которого заключат соглашение. Концессионер понесет основные затраты, в том числе по закупке и установке необходимого оборудования (паркоматы, средства видеофиксации). Ему же по договору передадут определённое имущество - участки дорог, дорожные знаки и помещения для служебного использования – в нашем случае, на улице Комсомольской. Деньги от эксплуатации платных стоянок сначала будут полностью зачисляться в казну. Потом примерно 80% выручки (хотя эта доля тоже обсуждается) будет возвращаться обратно концессионеру. Через 5-7 лет всё имущество отойдёт в собственность городу.

Но даже за эти годы концессионер (повторимся, если будет выбран именно этот способ), имеет шанс словить неплохую маржу. Даже, если парковки на первое время будут загружены только на 30-40%. И даже если среднее время парковки одного авто будет значительно меньше, чем продолжительность рабочего дня (например, только 3 часа). И это мы ещё не учитываем новых парковочных мест (а расширяться власти намерены уже сейчас - предусмотрен и второй, третий этап), бОльшую загрузку парковок (хотя бы вследствие простого увеличения количества авто) и, конечно, банального повышения стоимости самой парковки. Действительно, ну не 30 же рублей все семь лет она будет стоить! В общем, одному инвестору на безбедную старость хватит!

Учитывая всё это, в недовольстве идеей нечастое единство проявила и общественность, и депутаты. Тут, правда, тоже есть один непонятный момент. До последнего времени от слуг народа особо громких протестов не было. То есть, локальная критика, конечно, присутствовала. Но так, чтобы «дым пошёл» – нет! Странно. Могли бы на тех же выборах использовать. Может, каникулы помешали? Или дело в том, что сам проект до последнего действительно был супер «закрытым»? Так или иначе, но поток критики полился лишь в последние дни августа – начале сентября. Ну, лучше поздно, чем никогда. Тем более, что исполнительная власть – тот же Губернатор или Председатель Правительства, – вообще никак не отреагировали. До сих пор. А ведь тоже попадают в зону платной парковки

А вот депутаты проявили солидарность даже не взирая на партийную принадлежность. Критика пошла как от оппозиции, так и от партии власти. Председатель фракции «Патриоты России» Вера Никольская назвала проект скоропалительным, призвала не сравнивать Ярославль с Москвой, где схему не раз дорабатывали, и даже усмотрела коррупционную составляющую. Лидер «эсеров» Анатолий Каширин усомнился в том, что парковки разгрузят город – машины просто будут ставить на прилегающих к «платной зоне» улицах, а также забьют ими дворы, тротуары и газоны. Своих коллег по муниципалитету поддержали и думцы. Депутат Александр Гончаров также сказал, что платные парковки в центре не решат проблему загруженности городских улиц, а лишь усугубят ее. А места для остановки машин можно обустроить за счёт более рационального использования земли. В помощь он привёл опыт Челябинска. Наконец, лидер фракции «Единая Россия» в областном заксобрании Николай Александрычев отметил, что в кризисное время вводить дополнительные сборы не следует. А властям совместно с правоохранителями лучше заняться существующими нарушениями и улучшить собираемость штрафов. Тем более – есть, с чего!

Что интересно – депутатская критика вполне может вылиться в практическую плоскость. Если захотят, они вообще могут поставить крест на проекте. Притом, по обоим вариантам. Если мэрия решит создать специальное МКУ – на него будут нужны деньги. Депутаты могут не утвердить соответствующие расходы в бюджете. Если всё решат делать через концессию – народные избранники вполне способны забраковать договор передачи имущества (оно всё-таки городское, а значит и проходить должно через муниципалитет). Притом, в этом случае голосование может произойти уже на сентябрьском, или, «на крайняк» – октябрьском заседании городского парламента. В общем, риск, что проект создания платных парковок вообще может затухнуть, толком не появившись, есть. Теперь многое будет зависеть от того, какой фон будет создан в ближайшее время. И, судя по тому, сколько критики уже собрала эта идея (подчеркнём - не сама по себе, а именно в существующем виде), в положительной ауре вокруг платных парковок есть очень и очень большие сомнения.

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
В России идет реформа здравоохранения. Видите ли Вы на собственном опыте какие-либо положительные результаты этой реформы?