На днях Ярославль накрыл первый серьёзный снегопад. На этот раз синоптики не ошиблись – всё случилось в точности так, как они говорили. Традиционное оправдание в стиле «зима подкралась незаметно» теперь вряд ли прокатит. Впрочем, наличие или отсутствие оправданий в любом случае не отменяет грядущих испытаний для новых дорожно-транспор
2016-й – год выборный. Внимание к электорату должно быть повышенным. А чего хочет электорат, особенно на волне кризиса? Правильно: он хочет стабильности. А ещё – чтобы не было неприятных сюрпризов. Хотя бы применительно к главным «болевым точкам» нашей с вами современности. Дорожное хозяйство на пару с транспортным обеспечением занимают «достойное» место в списке этих самых «точек». И люди крайне восприимчивы к любым новостям, касающимся этих отраслей (наряду с уже набившим оскомину ЖКХ, доступностью формально бесплатной медицины и падающим ниже плинтуса качеством школьного образования). Так что чем меньше новостей со знаком «минус» будет в указанной епархии – тем лучше будет настроение у электората. Пока, к сожалению, поводов для огорчений хватает.
1. Дорожный фонд: муниципалам – всё, региону - ?
Для начала – о дорожном фонде Ярославской области. Судя по проекту бюджета на будущий год, он серьёзно «похудеет» и составит 3 миллиарда 976 миллионов рублей. Это рекордное сокращение с 2012 года. То есть, собственно, с того момента, как дорфонд был воссоздан. Более того, падение уже стало нехорошей тенденцией (данные отражены в таблице, цифры даны по состоянию на начало года, согласно закону «Об областном бюджете»). И вот теперь – «психологическая
Таблица 1.
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. (прогноз) |
Объём дорожного фонда Ярославской области, млрд. руб. |
4,55 |
4,46 |
4.27 |
3.97 |
Но хочешь – не хочешь, а выкручиваться и, как говорят чиновники, определять приоритеты надо. Поразмыслив над этим делом и проведя энное количество рабочих групп, фракция «Единая Россия» в облдуме порешила: приоритетами будут дворы! Почесав затылок, Правительство области согласилось: дворы так дворы! В итоге расклад такой. На ремонт дворовых территорий в дорожном фонде предусмотрена субсидия в 500 миллионов рублей. Ещё 360 миллионов заложено в программе «Благоустройство
Итого, путём нехитрых математических вычислений, получаем общую цифру почти в 1.5 миллиарда только для муниципалов. Теперь вопрос: с чего такая щедрость? Ответ прост. Вспомним про наступающий год. И про инициаторов выделения указанных субсидий. Первое средство в борьбе за электорат – показать работу «на его же благо». Основной электорат находится в городах. Значит, их в первую очередь и надо «умаслить». Про селян совсем забывать тоже нельзя. Их доля, безусловно, не столь многочисленна, как у горожан. Зато они отличаются гораздо большей политической активностью. Вспомните, на каких избирательных участках в день выборов фиксируется наибольшая явка? Именно на «сельских». Опять же, где так показать работу, как ни на дорогах и во дворах? Депутаты согласовали выделение денег – значит, имеют полное право контролировать ход работ. А заодно «торговать лицом». По крайней мере, конкретные депутаты. Которым нужно «светиться» в преддверие грядущих выборов. Фамилии называть не будем – они итак известны.
Между тем, «заигрывание» с муниципалами имеет и обратную сторону. Речь идёт о ремонте областных дорог. Дорожный фонд, как известно, не резиновый. К тому же стремительно сокращается. И, по законам физики, если в одном месте (то бишь районах и городах) денег прибавилось, то по другому направлению их ровно настолько же сократят. Что и произошло. Итог - на реконструкцию дорог региональной собственности предусмотрено лишь 450 миллионов (для сравнения, в этом году – больше миллиарда). Притом, 200 из них отдают на корректировку проекта будущей Карабулинской развязки. Так что на выходе под реконструкцию остаётся 3-4 магистрали. И это также может не устроить большую часть граждан. Что касается нового строительства, то его в будущем году не будет вовсе. По крайней мере, если под это не выделят целевую федеральную субсидию. Одним словом, получается почти как у Муссолини (некоторые приписывают эту формулу и Франко): своим – всё, остальным – закон. Муниципалы снимут предвыборные «сливки», а области в целом предстоит затянуть пояс. Главное, чтоб не на шее. Хотя районам, конечно, тоже надо дороги строить. Это так, чисто по-обывательски.
2. Где деньги, Зин?
То, что денег нет, это понятно! Выучили! И всё же: как можно пополнить дорожный фонд? Этим вопросом нет-нет, да и зададутся наиболее прогрессивные представители областного истеблишмента. Собственно, перечень источников известен и весьма ограничен. Акцизы (самый крупный из них), как мы уже сказали выше, в следующем году «просядут». Вряд ли стоит ожидать увеличения и по транспортному налогу (это второй по значимости источник). Продажи машин снизились, кризис, как-никак. А вот с ещё одним источником вполне можно поработать. Речь идёт о постах весового контроля. В начале октября в регионе прошла акция «На дорогу – без перегруза». Тогда буквально за один день на штрафах за перегруз (а с ним идёт огромное количество машин) удалось собрать более миллиона рублей. Эффективно, правда? Всего в области 4 поста. Наладить на них нормальную работу мешает куча несогласованных организационных, финансовых и правовых моментов (не будем утруждать читателей их перечислением). Вопрос не раз становился предметом обсуждения. И вот, кажись, сдвинулся с мёртвой точки. За счёт бюджета для ПВК намерены закупить необходимое оборудование (в том числе камеры для обработки штрафов в автоматическом режиме). А для обслуживания постов из «Ярдорслужбы» даже хотят выделить специальную структуру. Если всё получится – регион получит весьма неплохую прибавку в дорожный фонд.
А вот федеральные дороги уже нашли стабильный источник средств на ремонт. Собирать их будут с хозяев крупнотоннажных грузовиков. С 15 ноября проезд по указанным магистралям для всех фур массой свыше 12 тонн стал платным. Изначально Правительство страны утвердило цифру 3 рубля 73 копейки за каждый километр. Потом сжалилось. И понизило планку до 1 рубля 53 копеек. Правда, только до марта будущего года. Потом за километр придётся платить уже 3 рубля 6 копеек. Тех, кто платить откажется – оштрафуют. И нехило так, надо сказать. Для водителя предусмотрено наказание в 5 тысяч рублей. Владельцам придётся раскошелиться уже на 450 тысяч. При повторном нарушении – и вовсе на миллион. Думается, нет необходимости говорить, какую реакцию вызвали подобные меры среди дальнобойщиков. В Ярославской области они начали протестовать ещё за несколько дней до «часа икс». Всерьёз поговаривали о перекрытии дорог. Вопрос пришлось спешно рассматривать в стенах областной Думы. Профильный комитет собрал все заинтересованные стороны. Итогом длительного обсуждения стало обращение в адрес Дмитрия Медведева, содержащее несколько предложений. Во-первых, снизить оплату до 75 копеек за километр на первое полугодие 2016-го, а в дальнейшем не поднимать её выше полутора рублей. Во-вторых, ввести временный мораторий на сбор штрафов до мая будущего года (есть технические проблемы с их обработкой). В-третьих, подумать над снижением санкций. А то полмиллиона, в самом деле, как-то совсем по-драконовски. Услышат ярославцев в Москве или нет – покажет время. Но как-то отреагировать должны. Перевозчики настроены серьёзно. А перекрывать трассы за несколько месяцев до выборов, наверное, никому не надо.
3. Транспорт: приехали?
С общественным транспортом ситуация может быть ещё драматичнее. Во-первых, продолжается объединение государственных АТП. Обо всех рисках этого процесса мы писали летом в статье «Повезёт ли тем, кто везёт?» (материал опубликован «Клубом социологов» 5 июля), так что не будем повторяться. Скажем только, что риски эти никуда не делись. А процесс продолжается. Точнее, он уже почти завершён. До 1 января на базе «Ярославского АТП» объединят шесть государственных предприятий (Ростовское, Пошехонское, Гаврилов-Ямское, Рыбинское, Шестихинское и Переславское). К началу ноября было закончено формирование организационной структуры и штатного расписания объединённого ГП. Организовано внедрение учётной системы. Новый устав предприятия проходит последние согласования. Пострадают ли от такой оптимизации пассажиры? Наступающий год покажет. А вот о возможных проблемах предприятий говорят уже сейчас. По крайней мере, если бы всё было хорошо, навряд ли директора двух из них (притом, чуть ли не самых успешных – Рыбинского и Шестихинского) стали бы увольняться. А это произошло. И как говорят, не без скандалов. По налогам новая структура точно проиграет, поскольку не сможет применять упрощённый режим (как это делали несколько «самостоятельных
Кстати, о тарифах. Скорее всего, летом будущего года подорожает проезд в городском общественном транспорте Ярославля. Официально об этом пока никто не сказал. Но осторожные намёки в мэрии уже звучат. Притом, на довольно высоком уровне. По всей вероятности, речь идёт о повышении на 2 рубля – до 20 целковых. В принципе, если посмотреть на данные статистики, то к этому действительно идёт (см. таблицу). На протяжении последних лет стоимость билета традиционно растёт раз в два года. Последнее повышение было в августе 2014 года. Если тенденция продолжится, то новый «подарок» стоит ждать уже через несколько месяцев. Скорее всего, подорожает и проезд в маршрутках. Они не меняли расценки уже более трёх лет. И, если следовать всё той же закономерности, должны сделать это опять-таки в следующем году. Единственное, что теоретически могут предпринять власти – это как-то отсрочить повышение до осени. Чтобы не нервировать людей перед выборами. Впрочем, возможно, никакого повышения и не будет вовсе. Чудеса тоже случаются. Таблица 2
|
2008 г. (июль) |
2010 г. (октябрь) |
2012 г. (июнь) |
2014 г. (август) |
Стоимость проезда в муниципальном общественном транспорте, руб. |
10 |
12 |
16 |
18 |
Стоимость проезда в маршрутных такси,руб. |
15 |
15 |
18 |
18 |
А вот где бизнес точно не окажется в пролёте, так это в части обустройства платных парковок. В среду, 18 ноября, муниципалитет Ярославля, несмотря на оперативную паузу в середине осени, всё-таки утвердил перечень имущества, предназначенного к передаче по договору концессии для организации парковочных мест в зоне ЮНЕСКО. Лёд тронулся. Если не возникнет ничего экстраординарног
Одним словом, по всему выходит, что наступающий год всё-таки принесёт немало неприятных сюрпризов жителям области. Власть предержащим, наверное, стоит задуматься об этом. Ровно, как и о рисках, которые могут нести принятые решения. В противном случае народ просто может дать свою оценку этим решения на выборах в сентябре. И вряд ли она будет «удовлетворитель
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ