Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

09.11.2023
Ярославль
2054
ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ЗА 60 СЕКУНД

Ремонт дорог как бесконечный процесс по повторению пройденного. Или нам поможет только Николас Кейдж?

ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ЗА 60 СЕКУНД

Уважаемые читатели наверняка помнят некогда культовый заграничный фильм «Угнать за 60 секунд». В нём герою в исполнении Николаса Кейджа предстояло в короткий период времени угнать полсотни дорогих автомобилей. Похоже, что аналогичная задача стоит и перед ярославскими дорожниками. У них – тоже амбициозные планы: отремонтировать за год порядка 700 километров региональных и местных трасс. Притом, базовые условия в нашем случае даже сложнее. Рэндаллу Рэйнсу за минуту предстояло угонять по одной машине. А героям дорожного фронта – делать за те же 60 секунд по 1,3 метра полотна. Кейдж, как известно, в отведённый срок не уложился (хотя и очень старался). Не выдержали его и дорожники. Во всяком случае, точно был сорван график ввода нескольких десятков проездов к социальным учреждениям и ряда основных магистралей. Сегодня работа вовсю продолжается, хотя на дворе – ноябрь, ежедневно льют дожди, а температура в ночные часы неумолимо стремится к нулю. В связи с чем терзают отнюдь не смутные сомнения в качестве таких работ. И если для героя Николаса Кейджа в итоге всё закончилось хорошо, то в нашем случае финиш сезона на мажорной ноте пока остаётся под вопросом. Даже несмотря на колоссальные выполненные объёмы. Ведь, как известно, бочку мёда способна испортить даже одна ложка дёгтя. А у нас их, увы, куда больше.

 

Растущие аппетиты

          Отметим, что планы работ, перечень конкретных объектов и объём финансирования в течение года неоднократно менялись. Разобраться во всех указанных километрах, рублях и процентах, наверное, смогут только в региональном департаменте дорожного хозяйства, с 1 сентября повышенном до уровня министерства. Мы же для удобства восприятия и простоты сравнения приведём лишь данные на начало года и на текущий момент. Поверьте, разница будет весьма очевидной. Итак, как мы уже писали в статье «Как Ярославль превратился в ямино подворье» от 19 апреля 2023 года, в нынешнем сезоне на территории региона планировалось отремонтировать в общей сложности 484 километра магистралей, в том числе почти 155 километров трасс муниципального значения.

         При этом, объём дорожного фонда Ярославской области в первоначальной редакции закона о бюджете на 2023 год составлял 12,7 миллиарда рублей. А в первом чтении данная сумма была и того меньше – 11,4 миллиарда. Это, так сказать, стартовые позиции, с которых начался очередной дорожный сезон, на протяжении которого со «второй российской бедой» боролись с помощью самых разнообразных финансовых инструментов. Так, в перечень работ попали дороги, которые приводили в порядок в рамках национального проекта «БКД» за счёт федеральных средств, и магистрали, отремонтированные благодаря областной субсидии, объекты плановые и дополнительные, сделанные за счёт лимитов 2024 года по «опережающему развитию, трассы региональные и местные, а также подъездные пути к социальным учреждениям, межквартальные проезды и даже дороги частного сектора.

Статистика1.jpg         В итоге к концу лета плановый объём работ существенно увеличился и достиг рекордной цифры порядка 700 километров. О чём на заседании Правительства области заявил лично губернатор Михаил Евраев. Позднее более детальную статистику озвучил руководитель профильного министерства Роман Душко. В общей сложности, до конца года предстояло отремонтировать около 470 километров уже только региональных и ещё 230 километров муниципальных трасс. Только на объекты национального проекта «БКД» предстояло потратить 10,4 миллиарда рублей (более 260 километров дорог). А общий объём дорожного фонда достиг цифры 18,7 миллиарда рублей. При этом, при уточнении бюджета на очередном заседании областной Думы 31 октября на дорожные работы добавили ещё 1 миллиард.

 Область-2.jpg        Таким образом, по сравнению с плановыми показателями в начале года протяжённость ремонтируемых дорог увеличилась почти на 45%, а финансирование работ – на 55%. Если приводить конкретные примеры, то из региональных магистралей в первоначальный список попали 19 (в ряде случаев речь про отдельные участки дорог): «Григорьевское – Аэропорт», «Кормилицино – Курба», «Шолошево – Скалино», «Шебунино – Красный Профинтерн», «Ярославль – Любим», «Новый Некоуз – Родионово – Октябрь», «Панино – Микляиха», обход города Гаврилов-Ям, «Ярославль – Углич» - Сарафоново», «Углич – Некоуз – Брейтово», «Ростов – Иваново – Нижний Новгород», «Углич – Ростов», обход города Ярославль, «Данилов – Середа», «Дубки – Зиновское – Никульское», «Говырино – Дмитриевское – Нагорье», «Кормилицино – пансионат «Ярославль», пансионат «Ярославль» - с. Введенье, «Нагорье – Кубринск».

Область-4.jpg         В течение года к ним добавили ещё несколько важных объектов с объёмом финансирования свыше 2,1 миллиарда рублей. В частности, дороги «Мышкин – станция Волга – Шестихино», «Рыбинск – Арефино», «Киндяки - станция Лом - Большое Село», «Семибратово – Вахрушево – Бакланово - Ново-Никольское», «Мышкин – Сера». Наконец, последнее октябрьское уточнение бюджета коснулось ремонта дорог «Данилов – Пошехонье», «Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец», «Москва – Архангельск» – Алевайцино – Воронино – Петровское». Однако динамика по объектам региональной собственности не столь показательна, как по муниципальным дорогам. Во всяком случае, если смотреть на чисто количественный фактор.

         Судите сами. Из вышеупомянутых 230 километров ремонт коснулся 520 улиц, в том числе порядка 160 проездов к социальным учреждениям. Часть из них делают также в рамках «опережающего развития» за счет средств 2024 года. Наибольшее число дорог предсказуемо ремонтируют в Ярославле. Речь про 90 улиц (участков улиц), из которых плановых по «БКД» - только 16, и 41 проезд (не считая 3 дополнительных) к объектам социальной сферы

Углич-2.jpg

Общий объём финансирования составляет порядка 5 миллиардов рублей. Притом, среди дополнительных объектов – такие крупные магистрали, как проспекты Октября и Машиностроителей, улицы Победы, Свободы, Ушинского. 

         По информации областного Правительства, серьёзные средства на ремонт дорог в этом году также получили Рыбинск (1,5 миллиарда), Углич (830 миллионов), Ростов (380 миллионов), Переславль-Залесский – (153 миллиона). В план включили работы и в малых городах. Например, в Любиме (капитальный ремонт участка Набережной реки Обноры), Гаврилов-Яме (ремонт проезда Машиностроителей), Данилове (ремонт улиц Ярославской, Свободы и Раменской). Наконец, ещё 250 миллионов рублей отдельной строкой были выделены на приведения в порядок дорог без твёрдого покрытия (грунтовки).

        

О «физиологии» дорожных работ

          Одним словом, «аппетиты» дорожных работ впечатляют. Однако чтобы процесс пошёл на пользу – имеющиеся деньги и объёмы мало просто «проглотить». Их нужно ещё и «переварить». В противном случае произойдёт то, что весьма наглядно описывается в любом учебнике по физиологии. Так вот, с «дорожной физиологией» из-за слишком насыщенного «рациона» на сегодняшний день далеко не все в порядке. На дворе ноябрь, и работы давно пора завершать. Однако на десятках объектов они и не думают заканчиваться. Лучше всего ситуация на региональных дорогах. Магистрали, включённые в первоначальный план, полностью сделаны. Последнюю дорогу «Пречистое - Любим – Буй» готовят к сдаче, а на трассе «Пансионат «Ярославль» - Введенье» устраняют замечания.

         На дополнительных объектах ситуация везде разная, в зависимости от времени выхода подрядчика на площадку. К примеру, на дороге «Семибратово – Вахрушево – Бакланово – Ново-Никольское» отсыпают обочину. На трассах «Данилов – Пошехонье» и «Мышкин – Сера» укладывают асфальт. На последней также делают остановки. На магистрали «Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец» выполняют обустройство. Дорогу «Киндяки – Лом – Большое село» готовят к сдаче. Но областные магистрали, опять-таки, не вполне показательны. Куда нагляднее картина на объектах местного значения. Здесь, как говорится, дым коромыслом.

Рыбинск-3.jpg         Так, в октябре в Рыбинске продолжался ремонт 11 городских улиц, плюс обустройство полуторакилометрового участка тротуара на проспекте Серова. К началу ноября не завершились работы на Ярославском тракте, улицах Бородулина и Целинная, в микрорайоне Слип и на ряде других объектов. Кроме того, в центральной части города оставалось немало «раскопок» после ремонта тепловых сетей, которые не только портили внешний вид, но и создавали трудности при движении автомобилей и пешеходов. Не завершены работы и в Угличе, где также выполняются масштабные работы по реконструкции улично-дорожной сети. Особенно показательна ситуация в историческом центре.

      Ростов.jpeg   А в Ростове из-за ремонта дорог вообще возбудили два уголовных дела. Ещё в июне муниципальное учреждение «Родной город» заключило контракт с АО ПК «Автодорстрой» на выполнение капитального ремонта с заменой инженерных коммуникаций. В соответствии с договором, работы на улице Пролетарской и Ярославском шоссе должны были закончить в августе, а на улице Карла Маркса – в октябре. Однако ремонт до сих пор не завершён. По данным прокуратуры, не поменяли даже сети водопровода. Говорить про асфальт и вовсе не приходится.

         Особняком стоит Ярославль. Надо отдать должное: работы в областном центре в нынешнем сезоне были беспрецедентными. И в приличный вид удалось привести десятки дорог, в том числе участки такие крупные магистрали, как проспект Фрунзе, Тутаевское и Тормозное шоссе, улицы Пожарского и Калинина и другие. Из 16 плановых объектов в рамках «БКД» 15 своевременно введены в эксплуатацию. На последней улице (Добрынина), где пришлось устранять замечания, на прошлой неделе была запланирована техническая приёмка.

         Однако работы велись ещё по двум направлениям. Первое из них – ремонт дополнительных объектов в рамках «БКД». Как мы уже писали ранее, всего их 33. По состоянию на первое ноября, в эксплуатацию ввели только 2. Правда, ещё 13 были полностью готовы и находились в ожидании приёмки. На 3 объектах предстояло нанести разметку. А вот на 15 улицах ремонт ещё продолжался. Второе направление – ремонт УДС за счёт средств областной субсидии. Здесь 41 объект. Один из них пока находится в экспертизе.

Ярославль (Либкнехта).jpg         Из оставшихся сорока по состоянию на то же 1 ноября 4 введены в эксплуатацию, 23 полностью выполнены, на 3 осталось нанести разметку и 10 улиц – в работе. Таким образом, в общей сложности в Ярославле продолжается ремонт 25 магистралей. Среди них – улицы Щапова, Ушинского, Флотская, Карла Либкнехта, Победы, Свободы, проспекты Октября и Машиностроителей и другие. Понятно, что по значительной части этих объектов заключены двухгодичные контракты. И вводить их будут уже в следующем сезоне. Так что обязательств завершить все работы до нового года ни у подрядчиков, ни у заказчиков нет. Необходимо выполнить лишь первый этап.

         Ярославль (Победы).jpgОднако и его нужно сделать качественно. А фронт ремонта, между тем, весьма широкий. Скажем, на той же улице Победы необходимо завершить укладку нижнего слоя асфальта на всём её протяжении. Но к концу октября данные работы были выполнены фактически лишь на первом участке – от Большой Октябрьской до Казарм. То же самое касалось и проспекта Октября, где ремонт затронул участок от Ленинградского проспекта до Моторного завода. На ул. Свободы вообще велось обустройство тротуаров. При этом, справедливое беспокойство вызывали погодные условия, при которых выполнялись работы. Конечно, ответственные лица неоднократно вещали про всяческие стандарты, позволяющие работать даже при наличии осадков. Однако не нужно быть маститым специалистом, чтобы знать элементарные законы физики, которые никто не отменял.

         Ведь даже школьнику понятно, что нельзя укладывать асфальт в дождь, иначе образуется «паровая подушка», препятствующая должному сцеплению слоёв дорожной «одежды». Точно также нельзя укладывать смесь на мёрзлую землю. Потому что, когда она оттает, покрытие начнёт «гулять» и в прямом смысле «трещать по швам». И так далее, и тому подобное. Однако у нас вновь были случаи, когда асфальт укладывали и в дождь, и даже в снег. Рассуждения о качестве таких работ излишни.

         Отдельная песня – ремонт проездов к социальным учреждениям. В начале сезона их было запланировано порядка 160. Все работы должны были завершить до 1 сентября, о чём через всевозможные СМИ нам неоднократно говорили представители власти. Увы, ни к 1 сентября, ни к 1 октября, ни даже к 1 ноября закончить ремонт не удалось. К началу последнего осеннего месяца в работе находились ещё порядка 30 объектов. Половина из них приходилась на Ярославль. Притом, некоторые из данных проездов не могли доделать аж с прошлого года. Работы на одной из площадок и вовсе были приостановлены.

 Рыбинск-4 (раскопки теплосетей).jpg        Общий процент выполнения варьировался от 50 до 85%, притом треть объектов находилась ближе к нижней границе. Больше всего «недоделок» оставалось в Дзержинском, Заволжском и Красноперекопском районах. Из других муниципальных образований работы продолжались в Гаврилов-Яме, Переславле-Залесском, Рыбинском и Ростовском районах. И каким образом в ноябре под дождём и снегом планируют завершать объекты, готовые только наполовину – не укладывается в голове. В сухом остатке напрашивается неутешительный вывод. Получается, что запланировали дорог вроде много. Но сколько это «много» потом простоит, и не придётся ли всё переделывать уже через полгода – большой вопрос. От того и радость от масштабных работ омрачена их, порой, невысоким качеством.

         Возможно ли изменить эту ситуацию? И что для этого требуется? На самом деле, ответы на поверхности. Во-первых, необходимо заранее выполнить все подготовительные процедуры – разработать проект, пройти экспертизу, провести торги и выбрать подрядчика. Чтобы с началом сезона сразу выходить на работы. С крупными объектами последние пару лет это получается практически без сбоев. В итоге их вводят к сентябрю, а то и раньше. И это похвально. С проездами и небольшими дорогами этот механизм отладить пока не могут. Так что это задача номер один. Во-вторых, большие объёмы работ требуют необходимого количества специалистов. В том числе в структурах профильных департаментов и управлений.

         Этот посыл стал особенно актуальным после того, как в конце октября полномочия по осуществлению всей дорожной деятельности передали от сельских поселений на уровень муниципальных районов. Соответственно, нагрузка на них существенно возрастёт. Между тем, после сокращений, инициированных Михаилом Евраевым ещё в прошлом году, кадров ни в районах, ни даже в городах катастрофически не хватает. Готовить проекты, организовывать торги, делать финансовые проводки и контролировать качество самих работ попросту некому. И этот вопрос также необходимо решать.

Область-6.jpg         В-третьих, выбор подрядчиков совсем невелик. Ремонт дорог, по сути, делают одни и те же организации. И если крупные («ЕКС», «РУМСР», «Ярдормост» и некоторые другие) ещё справляются с возросшими объёмами и нагрузками, то небольшие, нахватав объектов, потом «ковыряются» на них по несколько месяцев и в результате уходят «под белые мухи». Необходимо искать дополнительные силы и мощности. Тем более, что далеко за ними ходить не надо. Скажем, есть то же угличское ООО «УМПРЭО», которое зарекомендовало себя вполне неплохо. Однако оно почему-то не пользуется вниманием Правительства области. И вынуждено искать подряды в других областях.

         В-четвёртых, для выполнения отдельных видов работ (скажем, по тому же содержанию или ямочному ремонту) не помешает создать отдельные муниципальные структуры в статусе бюджетных учреждений. Либо добавить соответствующий функционал уже существующим предприятиям и организациям. По примеру того, как сделали в Ярославле с МБУ «Горзеленхозстрой». Во всяком случае, так у местных властей будет больше возможностей для контроля, а работа станет более системной. Да и материальная база в таких учреждениях, как правило, соответствует поставленным задачам. Также не помешает расширить возможности государственного АО «Ярдормост», укрепить его филиалы, а ещё лучше – вновь сделать их самостоятельными юридическими лицами, как это было до 2015 года. По мнению специалистов дорожной отрасли, работа от этого станет куда эффективнее.

         В общем, ничего супер сложного. И если ответственные лица сделают хоть что-то из вышеперечисленного, в Ярославской области смогут «переваривать» и вполне серьёзные объёмы работ без ущерба для их качества. В противном случае, поможет только Николас Кейдж. Да и то если переквалифицируется в водителя асфальтоукладчика.

 

 

         ИВАН ТИХОНОВ

 

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?