Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

11.10.2023
Ярославль
1735
СПЕЦОПЕРАЦИЯ Z (зимняя): КАК невозможно УБРАТЬ СНЕГ БЫСТРО И БЕЗ ШУМА

Можно ли избежать «танцев на граблях» и нормально подготовить Ярославль к зимней уборке?

СПЕЦОПЕРАЦИЯ Z (зимняя): КАК невозможно УБРАТЬ СНЕГ БЫСТРО И БЕЗ ШУМА

Как известно, зима всегда приходит неожиданно. Казалось бы, ещё недавно сентябрь радовал нас теплом бабьего лета. А уже в минувшие выходные в Ярославле и нескольких районах области выпал первый снег. Конечно, он практически сразу растаял. Однако настоящие метели с сугробами и заносами не за горами. Поэтому на прошлой неделе представители городских служб, по традиции, отчитались о готовности к предстоящей зимней уборке. Справедливости ради стоит отметить, что на этот раз (впервые за много лет) обошлось без «дежурных» выездов руководства мэрии в «Горхеленхозстрой», бодрых заявлений, обязательной трансляции этого «шоу» по телевидению и прочей показухи. Более того: власти публично озвучили наличие ряда проблем. В частности, нехватку механизаторов и дорожных рабочих. А признание проблем, как говорят психологи, это уже половина пути к их решению. Но смогут ли власти пройти вторую половину, не допустив извечных ошибок при планировании и проведении работ? Вопрос отнюдь не праздный. Ярославцы порядком устали от ежегодных «ралли» по нечищеным дорогам, «бега с препятствиями» через сугробы и «фигурного катания» на обледенелых тротуарах. А любому недовольству есть предел. И кому-то сильно не поздоровится, если он настанет аккурат перед выборами Президента.

 

Готовь сани летом

nHgKu3paUj8.jpg         Напомним, что основная нагрузка по уборке улично-дорожной сети Ярославля ещё с апреля 2020 года лежит на МБУ «Горзелензозстрой» (то есть координируется непосредственно из мэрии). С него же осуществляется и основной спрос. Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, закреплённых за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, осуществляется в рамках муниципального задания. Ещё на минувшей неделе директор «Горзеленхозстроя» Виталий Запевалов доложил о 90% готовности вверенного ему предприятия к предстоящей зимней кампании. Откровенно говоря, цифра представляется чересчур оптимистичной. И откуда она взялась – непонятно. Не исключено, что Виталий Валерьевич оценивал эту готовность исключительно в условиях текущих возможностей. Однако если оценивать реальные потребности, никакими 90% в учреждении даже не пахнет.

         Начнём с техники. Если верить информации, предоставленной на заседание комиссии муниципалитета Ярославля по вопросам ЖКХ 4 октября и завизированной заместителем мэра Николаем Степановым, «для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог областного центра в зимний период планируется задействовать технику в количестве 117 единиц». А именно: 38 комбинированных дорожных машин (КДМ), 41 тракторную щётку на базе МТЗ-82, 19 фронтальных погрузчиков, 13 самосвалов, 3 грейдера и 3 лаповых погрузчика. К слову, практически аналогичное количество (118 единиц), по сведениям городской администрации, было привлечено и минувшей зимой. Также намерены использовать 6 единиц навесного оборудования (т.н. роторные навески). Кроме того, планируется дополнительная закупка 8 единиц специализированной техники. Правда, неделю спустя подчинённый Николаю Дмитриевичу директор департамента городского хозяйства Ярослав Овчаров в ходе открытого совещания в мэрии заявил об использовании уже 139-ти и закупке 14-ти машин. Но мы всё-таки будем ориентироваться на первую цифру.

         Тем более, что по нормативу парк в любом случае должен быть гораздо больше. Ещё три с половиной года назад «Клуб социологов» приводил официальные данные той же мэрии Ярославля о реальной потребности в технике, необходимой для качественной уборки «Столицы «Золотого кольца» (смотрите статью «Разборки вокруг уборки» от 4 марта 2020 года). Тогда цифра составляла 254 единицы! Для наглядности мы подготовили сравнительную таблицу по типу «план-факт». Как видно, по ряду позиций идёт значительное отставание. Одних только самосвалов в шесть раз меньше! А ведь именно из-за их дефицита снежные сугробы своевременно не вывозятся с обочин ярославских дорог.

 Таблица. Потребность и реальное количество техники в МБУ «Горзеленхозстрой» 

Наименование вида специальной техники

Потребность в соответствии с ГОСТ, ед.

Наличие техники в МБУ «Горзеленхозстрой», ед.

Недостающее количество техники, ед.

Автосамосвалы

80

13

67

Комбинированные дорожные машины

67

38

29

Тракторные щётки

55

41

14

Автогрейдеры

20

3

17

Фронтальные погрузчики

20

19

1

Лаповые погрузчики

6

3

3

Роторные погрузчики 

6

(без учёта роторных навесок)

6

ИТОГО:

254

117 (+6)

137


2.jpg          Ранее экс-заместитель мэра Михаил Кузнецов называл ещё более значительную цифру и говорил, что по нормативу Ярославль должны убирать 283 единицы техники. Протяжённость дорог за это время точно не уменьшилась. Точнее, с учётом небольшого нового строительства их стало даже чуть больше. Таким образом, на сегодняшний день фактическое наличие техники отличается от реальной потребности в 2 – 2,5 раза! Конечно, при необходимости «Горзелензозстрой» может привлечь машины у сторонних организаций. Но, во-первых, это дополнительные расходы за аренду. А во-вторых, даже привлечённый таким образом автопарк вряд ли покроет столь значительную разницу. Тем более, что и само муниципальное учреждение вряд ли будет выводить на улицу 100% имеющихся в наличии машин одновременно. Если судить по традиционным сводкам мэрии, зимой в городе ежедневно работают порядка 60-80 машин. Хорошо, если 100 (смотрите статью «Уборочная кампания: факты против завывающей пурги» от 15 марта 2023 года). А это уже примерно в 3,5-4 раза меньше норматива.

         Закупки же новой техники сегодня можно не учитывать в принципе. Во-первых, её объёмы не столь существенны. Во-вторых, фактически её пока нет. Заявка на проведение конкурсной процедуры ещё только формируется. Пока будут улажены все бюрократически моменты, пока определится поставщик, пока машины поступят на базу и будут приняты на баланс, может пройти достаточно много времени. 

шеринг дворников.jpg

Хорошо, если техника начнёт работать в декабре. Но это не точно. К тому же, что устранять последствия снегопада или ледяного дождя приходится уже в ноябре. И вообще, согласно русской пословице, готовить сани нужно летом. А уж никак не в середине осени. 

 

Вечный финансовый вопрос

          Ничуть не проще ситуация с кадрами. По итогам прошедшей зимы в Ярославле не хватало 335 человек для уборки улиц. Сегодня в городе по-прежнему острый дефицит дорожных рабочих и механизаторов. Справедливости ради стоит отметить, что мэрия проделала определённую работу на этом направлении. Штатная численность дорожных рабочих МБУ «Горзеленхозстрой» была увеличена и сегодня составляет 200 человек. Кроме того, указанным категориям была повышена заработная плата.

FvBTt318_7Q.jpg         Для дорожных рабочих она составляет 40 тысяч рублей, для механизаторов – 60 тысяч. Сравните эти деньги с оплатой труда, допустим, школьного учителя или воспитателя в детском саду. Согласитесь, разница очевидна. И это притом, что для педагогического труда привлекают специалистов с профильным высшим образованием. Да и ответственность там ого-го какая. А дорожным рабочим (так называемым «ручникам») не требуется вообще никакой квалификации.

         Тем не менее, кадров всё равно недостаёт. Проблему открыто признают и в мэрии. По словам чиновников, люди уходят в коммерческие организации. К примеру, в сетевые магазины, где предлагают в два раза больше денег. Выход из данной ситуации только один – новое повышение заработной платы. По словам вышеупомянутого Виталия Запевалова, к 1 декабря в «Горзеленхозе» планируют вновь изменить штатное расписание и повысить заработную плату (в части увеличения окладной ставки, что даст увеличение примерно на 25-30%). Помогут ли эти меры – скоро узнаем.

         Но всё, понятное дело, упирается в извечный финансовый вопрос. Минувшей зимой было озвучено, что для качественного выполнения муниципального задания по уборке улично-дорожной сети города Ярославля требуется не менее 2 миллиардов рублей. Скорее всего, сейчас данная цифра даже больше. Но в проекте бюджета на 2024 год на эти цели заложено только 893 217 500 рублей. Возможно, какие-то деньги в качестве традиционной целевой субсидии выделит регион (обычно сумма составляет около 200 миллионов). Однако даже с учётом этого финансирование будет вдвое меньше.

         Объёмы работ, при этом, не только не изменятся, а даже увеличатся. Дело в том, что сегодня «Горзеленхозстрой» отвечает не за все улицы. В перечень объектов, переданных ему на праве оперативного управления, включены автомобильные дороги общего пользования местного значения с максимальным трафиком движения транспортных средств. Как правило, это 1-я и 2-я категория. В общей сложности, в ведении муниципального учреждения находится 10 490 902,8 квадратных метра дорожного полотна (включая остановочные карманы и разгонные полосы), тротуаров и обочин.

8.jpg         Но есть ещё улицы частного сектора и внутриквартальные проезды. За них отвечают территориальные администрации, которые заключают муниципальные контракты на уборку с частными организациями, отобранными по результатам электронных аукционов. Именно их работа, как правило, вызывает больше всего замечаний. Частников постоянно приходится «пинать» (особенно в выходные и праздничные дни), да и работают они частенько не слишком качественно. В результате граждане регулярно застревают в своих дворах, а каждая зима оборачивается новыми ДТП и километрами испорченных нервов.

         Поэтому в нынешнем году власти приняли принципиальное решение передать внутриквартальные проезды в ведение «Горзеленхозстроя». Сейчас формируются так называемые титульные списки объектов. Общая площадь таких проездов – 2 249 067 квадратных метров. Таким образом, в ведении учреждения будет почти 13 миллионов «квадратов» улично-дорожной сети. По подсчётам специалистов, на новый вид работ МБУ потребуется порядка 200 миллионов рублей.

         Правда, сейчас уборка проездов и дорог частного сектора финансируется по остаточному принципу. Например, минувшей зимой на всё про всё было выделено 80 миллионов рублей. На 2024 год заложено даже меньше – 79,3 миллиона. То есть опять в два с лишним раза меньше реальной потребности. Что, конечно, не может не отразиться на качестве работ. При этом, улицы в частном секторе по-прежнему останутся закреплены за администрациями. И подходы к их содержанию вряд ли изменятся. Поэтому не исключён некий диссонанс, когда две соседние дороги могут убираться с совершенно разным качеством.

1_6.jpeg         Таким образом, своими силами городу удовлетворительно уборку не потянуть. Нужна поддержка из области, которую последняя не факт, что окажет. По крайней мере, в каких-то принципиальных и ощутимых объёмах. Просто потому, что региональный бюджет будущего года, скорее всего, сам подвергнется секвестрованию. Во всяком случае, о снижении расходов по нескольким ключевым направлениям уже говорят на федеральном уровне. Так что предстоящая зима в определённом смысле станет вызовом для мэра Артёма Молчанова. Если какие-то грехи прошлого сезона градоначальнику ещё можно было простить (всё-таки, на свой пост он заступил только в ноябре, когда подготовка к зимней уборке уже практически завершилась), то сейчас спрос будет по полной. Ситуация усугубляется ещё и тем, что завершение уборочной кампании придётся аккурат на выборы Президента в марте будущего года. Поэтому существует вполне реальный риск «конвертации» недовольства граждан в неудовлетворительные результаты голосования. И тогда хозяйственные просчёты могут превратиться уже в политические, и обернуться весьма неприятными последствиями. Чем наверняка не упустят возможности воспользоваться противники как Артёма Молчанова, так и Михаила Евраева. Команда то одна, и «работая» по мэру, они будут «целить» в губернатора. Так что последнему тоже не позавидуешь. С одной стороны, нужно экономить бюджетные деньги. С другой – поддержать коллегу и оказать помощь областному центру с максимальным количеством избирателей, в противном случае рискуя угодить в переплёт. Как власти будут выходить из столь непростого положения – покажет ближайшее время. Пока же ясно одно: руководители города и области заинтересованы в нормальной уборке не меньше, чем простые жители. И это тот редкий случай, когда чаяния власти и народа в кое-то веки совпадают. Посмотрим, что из этого выйдет.

 снег 1.jpg

         ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

 

 

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?