Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

23.08.2015
Политика и экономика
2446
События недели: ничего нового. Однако есть подозрение…

Мы насчитали 6 важных событий, которые были по-настоящему значимы и важны на прошлой неделе. Правда, общий негативный пейзаж они пока никак не рассеяли – вокруг анахронизмы, стагнация и сползание в тину неопределенности.

События недели: ничего нового. Однако есть подозрение…

1. Падение курса рубля как следствие падения цен на нефть, слабости китайского фондового рынка и девальвации казахской теньге (с начала августа рубль подешевел на 11,43%, за последнюю неделю на 3,45%). Реакция населения – формально спокойная, все кому надо и кого были свободные деньги, уже купили валюту. Реакция предприятий – все свободные рублевые ресурсы брошены на конвертацию в валюту. Последствия – нервозность на корпоративном рынке, дальнейшее подстегивание падения курса рубля, отсутствие рублевой наличности у предприятий в ближайшее 2-3 месяца.

2. Обострение ситуации в Донбассе, обе воющие стороны не соблюдают режим прекращения огня. Реакция внешняя – недоумение, что же еще нужно Путину? Реакция внутренняя – усталость от войны. Последствия – полное недоверие Запада к Путину.

3. Отставка В.Якунина с поста руководителя ОАО «РЖД». Реакция элиты – удивление по поводу того, чтобы это значило и почему на самом деле отставляют одного из самых близких друзей В.Путина. Версии – Якунин выполнил свою миссию, интриги клана Д.Медведева, Якунин сам ушел, предчувствуя нарастание кризиса, сейчас нужно экономить деньги корпорации в трудные кризисные времена, это сигнал (начало поворота) к более либеральной линии в Кремле. Последствия – непонятны, возможно, нулевые.

задолбал.jpg

4. Поездка В.Путина в Крым и проведение Президиума ГосСовета РФ по въездному туризму. Реакция внешняя – относительно спокойная, даже скорее безразличная – чем бы дитя не тешилось, лишь бы не воевало. Реакция внутренняя – Президент все контролирует, все знает, на все имеет свое мнение, чиновники - разгильдяи, но Путин все исправит. Последствия – нулевые.

5. Поездка Д.Медведева на Дальний Восток и частности на Курильские острова (как известно Япония не признает российский суверенитет над т.н. "северными территориями" - 4 острова, которые по итогам 2 мировой войны отошли от Японии к СССР). Реакция внешняя – обостренная реакция японского МИДа по поводу поездки второго лица в государстве при нерешенности территориального вопроса с Японией. Реакция внутренняя – жидкий всполох ура-патриотизма. Последствия – заморозка каких-либо позитивных решений на неопределенно длительный срок в российско-японских отношениях.

6. Открытие посольства Великобритании в Иране как частное событие в общем векторе на потепление отношений исламской республики и Запада. Реакция – формально спокойная. Версии – центр зла теперь для Запада не Иран, а Россия. Именно для этого Запад пошел на сближение с Ираном. (Из той же самой серии потепление отношений между республикой Беларусь и Евросоюзом). Последствия – падение мировых цен на нефть, которое больнее всего ударит по России.

Эти события – внешняя канва того, что может влиять на настроения и простого населения, и элиты. Формально ничего нового не происходит – рубль падает, в Донбассе воюют, Крым наш (теперь уже навсегда), российская политическая элита пребывает в радужном настроении по поводу «лучезарных» перспектив своего изоляционистского выбора (во всем виноват Запад, а мы как всегда пойдет своим путем – без денег, без штанов, но своим, исконно русским путем). Однако как нам кажется в настроениях населения (и предполагаем, что у элиты это произошло еще раньше) уже наметился некий, пока еще не слишком явный и скорее интуитивно прочувствованный перелом. В течение последних двух недель мне пришлось провести несколько фокус-групп в различных городах Центральной России – Костроме, Владимире, Москве и вот что выясняется:

1. Кураж и ура-патриотический угар от ситуации «Крым наш» проходит. Это уже никто не воспринимает как некое достижение власти (эффект привыкания здесь, конечно же, также играет свою роль), теперь это скорее обыденность и повседневность. Усталость от войны в Донбассе нарастает, никто не жаждет крови ради успокоения личных амбиций политиков.

2. Народ стал острее ощущать экономические трудности. Не то, чтобы его стал как-то по- особенному трогать курс рубля по отношению к доллару. Однако все заметили, что вроде бы как на ту же зарплату теперь можно купить меньше товаров и услуг. Ну и все видят, как скудеет ассортимент продуктов в магазинах, как пустеют кафе и рестораны, как все вокруг начинают экономить и придерживать деньги. Незамеченным это не проходит. Люди стали больше высказывать сомнений, иногда они просто растеряны. А растерянность всегда ведет к отрицанию существующих, устоявшихся точек зрения. Тут уж и до начала сотрясания устоев недалеко.

3. Напрямую ситуацию с экономическими трудностями лично с Путиным никто (кроме москвичей) не связывает. Пока для большинства россиян Путин является неким последним уважаемым и бесприкословным авторитетом в стране. Никакие политические партии, никакие политические лидеры не вызывают у россиян таких сильных и теплых чувств как лично В.В.Путин. Однако еще полгода назад население даже не допускало потенциальной возможности постановки такого вопроса (виноват ли лично Путин в кризисе российской экономики – виноваты были все кроме него), а вот теперь москвичи допускают. А Москва, как известно, всегда быстрее реагирует на изменение конъюнктуры и социально-политической ситуации в России. Это означает, что, где-то через 3-4 месяца, то же самое будет в провинции.

4. Решения федеральных властей могут сослужить плохую службу для нынешних региональных властных элит. Избирательная кампания в Костромской области пошла по неожиданному сценарию – вдруг оказалось, что коммунист В.Ижицкий может серьезно потрепать нервы нынешнему и.о. Губернатора С.Ситникову. И не последнюю роль в этом играют вовсе не сам С.Ситников, а решения федеральных властей (зачастую непродуманные и не добавляющие авторитета институту власти как таковому).

5. Люди стали более критично относится к новостям из телевизора. Этого еще не было в феврале-марте этого года. Не то, чтобы они полностью не верят тому, что им вещают по официальным каналам. Скорее стали им «чуть больше не доверять». Просто то, что вещают по «ящику» зачастую расходится с тем, что люди видят вокруг себя в реальной нетелевизионной жизни. И, похоже, этот процесс все более и более будет нарастать. Это во многом будет похоже на то, что происходило с центральным телевидением в последние годы СССР – его все смотрели, но смекали по-своему.

туда.jpg

Можно ли сделать какие-либо далекоидущие выводы на основании проявления этих пока еще нечетко оформившихся тенденций? Вряд ли. Они пока неустойчивы. И могут качнуться в любую сторону. Однако для людей, принимающих решения, они ой как полезны и показательны. Если ситуация в политике и соответственно в экономике будет продолжать идти в русле нынешних решений и тенденций, без каких-либо изменений и корретировок, настроения населения будут радикализироваться. Растерянность и неопределенность в оценках превратится в резкость и безаппеляционность в суждениях. А через год – выборы в ГосДуму РФ. И что там будет? Провал «Единой России»? Торжество КПРФ? Лучше бы до этого не доводить и попытаться сделать с нашей экономикой все-таки что-то серьезное, полезное и по-настоящему важное и стоящее. Например, снизить налоги… А не изображать бурную деятельность при реальной стагнации всех позитивных тенденций.

Евгений Голубев

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?