Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

18.05.2017
Ярославль
1084
ПРО «ВСЕОБЩЕЕ РАВЕНСТВО» И «БЕДНЫХ РОДСТВЕННИКОВ»
Районы Ярославской области как место где все отдыхает - и деньги, и возможности, и перспективы...
ПРО «ВСЕОБЩЕЕ РАВЕНСТВО» И «БЕДНЫХ РОДСТВЕННИКОВ»

Франсиско Франко в своё время сказал: «Своим – всё, чужим – закон». Афоризм «пошёл в народ» и дожил до наших дней. Не возьмёмся судить, насколько правильно делить на «своих» и «чужих» муниципальные образования конкретного региона. Ведь с точки зрения государственной заботы все они должны быть равны. Однако терзают смутные сомнения, что у нынешних ярославских властей всё же есть те, кто «равнее». Точнее, не те, а тот. Ибо речь идёт об одном городе - Ярославле. Похоже, что именно его решили назначить «любимой женой» (коль уж мы пошли по цитатам, уместно будет вспомнить и советскую классику). Во всяком случае, такое впечатление создаётся, если вспомнить все «подарки судьбы» (а также федерального бюджета и московской мэрии) и подсчитать все деньги, полученные областным центром за последние месяцы. Спору нет, наш многострадальный город это заслужил. И слава Богу, ему наконец-то стали уделять заслуженное внимание. Но на фоне Ярославля остальные города и районы фактически оказались на положении «бедных родственников». В последствие это может обернуться немалыми проблемами.

В качестве главного козыря Дмитрия Миронова обычно называют его связи «наверху». Имея в виду то, что с их помощью врио Губернатора может «выбить» солидные финансовые вливания. Применительно к Ярославлю с этим трудно поспорить. Судите сами. За считанные месяцы областной центр получил 625 миллионов рублей на ремонт дорог городской агломерации; 596 миллионов на ремонт моста через Которосль; 600 миллионов на реконструкцию исторического центра в зоне ЮНЕСКО; более 400 миллионов на содержание улично-дорожной сети. Из них только последняя субсидия предоставлена городу из региональной казны. Всё остальное – помощь из Москвы: два первых транша сделаны за счёт федерального бюджета, третий трансферт предоставлен столичной мэрией. Всё это хорошо. Для Ярославля. А как быть с остальными муниципальными образованиями? Ведь власти, которой доверено управление всем регионом, нужно помнить и про них. Что ж, с начала декабря Дмитрий Юрьевич в компании с членами Правительства объездил почти все основные районы области, пообщался с народом и дал много обещаний. Некоторые из них даже начали исполнять (например, заниматься новой дорогой в Переславле). Но большинство пока что не увидели какого-то практического воплощения. А отдельные проблемы (притом, застарелые) и вовсе не нашли отражения в публичных выступлениях главы региона. В чём видится большая недоработка его окружения. Мы решили проанализировать текущее положение дел в трёх крупнейших городах региона – Рыбинске, Тутаеве и Переславле. И, к сожалению, обнаружили далеко не самую радужную картину.

Рыбинск

Начнём с главной беды – состояния дорог. Тема уже набила оскомину. Но что делать – уж больно она животрепещущая. Недаром всё больше и больше людей, сравнивая ярославские магистрали с трассами соседних областей (Вологодской, Владимирской, Ивановской, Костромской), отводят нашим последнее место. Рыбинск как второй по величине город региона здесь не исключение. В качестве субсидии на дорожное хозяйство ему выделили около 60 миллионов рублей. Примерно столько же, сколько и в прошлом году. Много это или мало? Судите сами. Ярославль только по проекту «Безопасные и качественные дороги» получил 825 миллионов. Почти в 14 раз больше! Если прибавить сюда мост и дороги в зоне ЮНЕСКО – разница увеличится вдвое! В свою очередь, общая протяженность автомобильных дорог Рыбинска - более 370 километров. Больше двух третей из них не соответствуют нормативам. Чтобы привести их в порядок, нужны миллиарды. А дают лишь несколько десятков миллионов. 

Рыбинск. Улица Кирова (2).jpgРыбинск. Яма на Бульваре 40 лет Победы.jpg

Между тем, ремонта давно ждут многие рыбинские трассы. Как в «спальных» районах (например, окружная дорога, улица Ворошилова в районе троллейбусного парка или бульвар Победы недалеко от знаменитого КБ «Луч»), так и в центральной части (например, улица Кирова, Преображенский переулок и даже главная Крестовая улица). Чтобы не быть голословными, публикуем их свежие фотографии. Но в планах – ремонт лишь 9 улиц. Понятно, что средств на всё не хватит, что дорожный фонд не резиновый, что осчастливить всех не получится, и т.д. и т.п. Но согласитесь, 30-кратная разница – это моветон! Ещё хуже состояние полотна в Рыбинском районе. В сплошное решето превратились практически все подъездные пути к городу: и магистраль «Ярославль-Рыбинск», и дорога на Глебово, и межрегиональная трасса «Сергиев-Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец». Латание дыр путём ямочного ремонта ситуацию особо не спасает. Спросите любого жителя города (особенно тех, у кого есть дачи) – и он наверняка подтвердит наши слова.

Рыбинск. Стадион Взлёт (2).jpgРыбинск. Стадион Сатурн (1).jpg

Ещё одна серьёзная проблема – социальные объекты. Например, два стадиона: «Взлёт» и «Сатурн». Первый находится в самом центре города и вплотную примыкает к Сенному рынку. Обнаружить его человеку неместному весьма трудно. Да и назвать полноценным стадионом клочок отнюдь неблагоустроенной земли, выживший в неравной схватке с наступающими объектами торговли, можно лишь с большой долей условности. На полную реконструкцию комплекса потребуется 20-30 миллионов рублей. Ремонт стадиона «Сатурн», который находится недалеко от Волжской набережной, по всей вероятности, обойдётся значительно дороже. Но рыбинцы с присущей им настойчивостью «болеют» за свои спортивные объекты. И просят область привести их в порядок, поскольку в местном бюджете денег, как водится, нет. Пока вопрос повис в воздухе. Если «Взлёт» ещё можно попытаться облагородить через губернаторскую программу «Решаем вместе», то о планах ремонта «Сатурна» на этот год не слышно. И снова напрашивается параллель с Ярославлем, где в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года в реконструкцию стадионов «Шинник» и «Славнефть» вложат порядка полутора сотен миллионов. То есть опять одним – всё, а другим – ничего. Аналогичная ситуация – со строительством новой школы на улице Тракторной в Рыбинском Заволжье. Про неё говорили ещё со времён Сергея Вахрукова. Потом вспоминали при Сергее Ястребове. Сейчас в область пришёл уже третий губернатор. Но сдвинуть дело с мёртвой точки по-прежнему не удаётся. Зато удаётся в Ярославле, где в план работ включили строительство пристройки к 43-й школе. Рыбинцы опять «остались с носом». Правда, значительная доля вины лежит на местных властях, которые не смогли подготовить проектную документацию. Но думается, что при большом желании область вполне могла оказать городу необходимое содействие. Видимо, за столько лет этого желания не возникло.

Неважно идут дела и с благоустройством. Особенно стоит отметить реставрацию памятников архитектуры. Точнее – её отсутствие. Если пройтись по центральным улицам, становится больно и обидно за их состояние. Многие красивейшие здания стоят в руинах. Из приличных – разве что Спасо-Преображенский собор, музей, да несколько церквей. Наверное, последние масштабные работы проводились здесь ещё при Юрии Ласточкине. А ведь городу есть, что показать туристам. И заработать на этом приличные средства. Кстати, о туристах. В Рыбинске давно обещают сделать полноценный причал (взамен сгоревшего несколько лет назад дебаркадера). Поскольку то сооружение, куда сегодня высаживают людей с теплоходов, представляет собой жалкое зрелище. Но менять его, похоже, тоже не собираются. Одним словом, второй по величине город области, центр высокотехнологичного моторостроения и оборонной промышленности, остаётся как бы на периферии. И это печально.

Тутаев

В последнее время складывается ощущение, что главная забота властей применительно к Тутаеву – добиться его переименования в Романов-Борисоглебск. По замыслу авторов идеи, это поднимет туристическую привлекательность города до небывалых высот. И, очевидно, разом решит все проблемы. Однако время идёт. Законопроект о переименовании «заморожен» в Госдуме на стадии первого чтения. А многочисленные городские проблемы никуда не делись. Опять начнём с дорог. Субсидия для всего муниципального района из областного бюджета – около 20 миллионов. В самом городе подлатали (или вот-вот подлатают) 7 улиц. Разумеется – только отдельными участками. Реальную потребность в ремонте можно оценить на одном-единственном примере: въезде в город со стороны Ярославля. Впрочем, если двигаться из Рыбинска, картина будет аналогичной. Автомобилистам приходится проявлять чудеса фигурного вождения, дабы не оставить бампер или какую-то другую часть своего «железного коня» на проезжей части. Кто не верит – может оценить фотографии. Дороги на территории района заслуживают отдельного упоминания. За несколько километров до райцентра делают большой участок трассы «Ярославль-Рыбинск» в районе села Фоминское. Делают вполне основательно, к июлю обещают закончить. Но этот объект «согласовали» ещё при Сергее Ястребове и ремонтируют второй сезон. Поэтому ставить его в заслугу нынешней администрации некорректно. Что касается работ в рамках «свежего» проекта «Безопасные и качественные дороги», то их объём будет совсем скромным. При этом, ряд основных магистралей регионального значения по-прежнему ожидают полноценного ремонта. Наиболее показательный пример – трасса «Тутаев-Шопша», в усмерть разбитая тяжёлыми грузовиками. Сюда же относится дорога «Ярославль-Рыбинск» (на территории Артемьевского поселения). Не стоит забывать и про большую Левобережную часть района. Там с дорогами тоже далеко не всё в порядке.

В продолжение темы стоит остановиться на «вечной» проблеме тутаевцев – переправе через Волгу. С открытием навигации правую и левую сторону райцентра соединяет паром. Зимой действует ледовая переправа, которую время от времени закрывает МЧС. В межсезонье людям приходится добираться с одного берега на другой, делая внушительный крюк через Ярославль. Что совсем не быстро. Да и дороговато. Решить проблему в новейшей истории области пытались, наверное, все её главы. Дмитрий Миронов и вовсе упомянул о строительстве моста. Что, при всём уважении, кажется фантастическим проектом. Гораздо более реальной выглядит канатная дорога. Но и о ней говорят уже очень давно. Точнее – с конца 2013 года. Тогда в Тутаев приезжал премьер Дмитрий Медведев, который и пообещал решить вопрос с переправой. Обещанного принято ждать три года. Скоро пройдёт уже четыре, но воз и ныне там. Сначала с поручением Медведева разбирались в нескольких федеральных министерствах, потом искали инвесторов, потом от области потребовался проект, который так и не выполнили. Так незаметно наступил 2017 год. Единственный конкретный шаг, сделанный сегодня – выделение в местном бюджете 3,5 миллионов рублей на технико-экономическое обоснование проекта. В общем, ясности никакой. Подвижек со стороны области – похоже, тоже. При таких темпах жителям города придётся ездить через Ярославль ещё лет десять.

Столько же, сколько канатную дорогу, тутаевцы ждут и ледовый дворец. Его пообещал ещё Сергей Ястребов. В конце августа 2013 в городе даже прошла помпезная церемония закладки первого камня в основание будущего учебно-тренировочного катка с искусственным льдом. Что-что, а церемонии предыдущая «команда» любила. Но из затеи ничего не вышло (как не вышло с разрекламированной программой строительства детских садов). Отгремели фанфары. Завершились выборы. А потом наступил кризис, и в бюджете не стало денег. Прошли годы. И вот вопрос строительства катка обещает решить уже Дмитрий Миронов. Хочется верить, что у него это получится лучше. Всё-таки Дмитрий Юрьевич – сам заядлый хоккеист. Хотя какой-то конкретики с момента озвученного в конце декабря решения пока нет.

В Тутаеве хватает и других проблем: ЖКХ, отсутствие нормально работающего автовокзала, сохранение исторического наследия. Романовская сторона на левом берегу по-прежнему представляет собой крайне печальное зрелище. Такое ощущение, что восстановлением памятников там занимаются исключительно местные энтузиасты. А остальным до этого нет никакого дела. Почти повсеместно ощущается какая-то бесхозяйственность. Говорить о серьёзном увеличении туристического потока в таких условиях просто смешно. И переименование города здесь вряд ли поможет. Похоже, единственное, чем по-настоящему озаботились областные власти – это попытка превратить Тутаев в территорию опережающего развития (в части развития местного промышленного парка «Мастер»). По сути, это второе дыхание программы поддержки моногородов, начатой ещё несколько лет назад. Но пока они лишь в начале пути. И делать какие-то выводы преждевременно.

Переславль-Залесский

По сравнению с другими городами, ситуация с дорогами в Переславле гораздо лучше. Город получил из дорожного фонда значительную сумму денег. Во-первых, около 25 миллионов на местные дороги. А во-вторых, целевую субсидию в 100 миллионов на строительство объездной трассы по улице Дорожной. Её тоже пообещал Дмитрий Миронов. И, во всяком случае, деньги уже выделены. Зато по остальным направлениям в городе всё отнюдь не радужно. В первую очередь, это местная система ЖКХ. Холодные батареи и ледяная вода (иногда – круглый год) в квартирах переславцев уже стали притчей воязыцех. Копий об эту проблему было сломано великое множество. Но она до сих пор не решена. Поскольку требует: а) огромных денег (и вот здесь бы очень пригодились федеральные средства) и б) желания изменить ситуацию (а не паразитировать на местной «коммуналке»). 

Переславль. Котельная в Переславле.jpg

Прежде всего, нужна актуализация всей системы теплоснабжения. Для этого необходимо несколько новых модульных котельных. Или, на худой конец, тепловых подстанций. Поскольку едва ли не 80% города отапливает единственная (и довольно старая) котельная на территории технопарка. Нормального давления давно не хватает. К тому же, сами сети на значительном протяжении расположены под открытым небом. И давно лишились приличной изоляции. Отсюда – огромные тепловые потери, которые тоже нужно устранять. Сложной остаётся ситуация и с долгами за газ. К концу 2016 года они составили 485 миллионов рублей. Очевидно, коммунальные эксперименты последнего времени дорого обошлись городу.

Переславль. Автостанция.jpg

Если говорить о конкретных объектах, то Переславлю давно необходим полноценный автовокзал или даже многофункциональный транспортно-пересадочный комплекс. Нынешняя автостанция, конечно, бесконечно далека от этого. Между тем, город является важным транзитным центром. Здесь сходятся пути из Ярославской, Московской, Тверской и Владимирской областей. Опять же, с туристической точки зрения полезно. Ни один год ведутся разговоры и о строительстве новой школы в центре. Последняя появилась в городе более четверти века назад. В идеале в Переславле мечтают увидеть образовательное учреждение на 750 детей. Но пока всё упирается в проектно-сметную документацию. Ещё одна мечта касается строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном. Для 40-тысячного города он также будет не лишним. Однако и этот вопрос висит в воздухе. 

Переславль. Полигон ТБО.jpg

Ну и, конечно же, для города необходимо строительство нового полигона твёрдых бытовых отходов. В противном случае переславцы попросту рискуют «утонуть» в отходах. Существующая свалка действует уже 60 лет и заполнена практически «под завязку». О строительстве альтернативного полигона во время встречи с жителями говорил и Дмитрий Миронов. Впрочем, намерения сделать подобные объекты также озвучили в Тутаевском и Пошехонском районах. А удовольствие это недешёвое. Хватит ли денег на всех – большой вопрос! С другой стороны, в СМИ уже прозвучала информация о том, что централизованной уборкой мусора в нашем регионе интересуются серьёзные люди из Москвы. Если это действительно так и они готовы выступить инвесторами – отлично. Лишь бы тарифы при этом не подскочили до заоблачных высот.

Таким образом, направлений для приложения сил в Переславле хоть отбавляй. Возможно, новый исполняющий обязанности мэра Владимир Волков (впрочем, от приставки и.о. он может избавиться уже летом) сможет разрубить гордиев узел многочисленных проблем? Зря что ли в правительственном рейтинге муниципальных образований Переславль стал лучшим по итогам 1 квартала (по направлению «Экономика»)? Правда, не очень понятно – с чего? Ведь предыдущий мэр Кошурников, к работе которого было много нареканий, перестал руководить городом только в ноябре. Неужели Волков сумел так быстро наладить ситуацию? Наверно, точно ответить на этот вопрос смогут лишь сами переславцы.

Эпилог

В сухом остатке получается, что в 2017 году в муниципальных образованиях области продолжат строительство 4 детских садов (ещё два будут доделывать в Ярославле), 1 спального корпуса для дома-интерната (в Мышкинском районе) и 1 школы (в Ярославском районе). Все объекты можно назвать долгостроями (ту же школу в Туношне начали ещё при Сергее Вахрукове). Из них в высокой стадии готовности находятся лишь два последних. Согласитесь, масштабными такие работы не назовёшь. В массе своей городам и районам придётся довольствоваться губернаторской программой «Решаем вместе». Но она вряд ли поможет серьёзно улучшить положение дел в муниципальных образованиях. Общая сумма в 650 миллионов рублей для этого всё же мала. Да и та в значительной степени снова уходит в Ярославль (хотя кураторы программы наверняка старались распределить имеющиеся средства более-менее равномерно). Это видно из представленной ниже таблицы. 3 мая 2017 года были утверждены итоги конкурсного отбора проектов программы. Мы выбрали уже не три, а шесть крупных муниципальных образований и сравнили их между собой (данные взяты с официального сайта программы, цифры даны округлённо). Обратите внимание: большое количество объектов далеко не всегда подразумевает равновеликое количество выделенных средств.

Муниципальное образование

Направления проекта «Решаем вместе»

Формирование современной городской среды

Реализация мероприятий инициативного бюджетирования

Капитальный ремонт и ремонт муниципальных учреждений культуры

Поддержка обустройства мест массового отдыха населения

(городских парков)

Ярославль

19 объектов, 173 миллиона

73 объекта, 62,6 миллиона

1 (ДК Магистраль), 1,7 миллиона

-

Рыбинск

12 объектов, 59,4 миллиона

54 объекта, 35 миллионов

1 (ДК Вымпел), 1,5 миллиона

-

Переславль-Залесский

3 объекта, 9 миллионов

1 объект, 5 миллионов

-

-

Ростовский район

14 объектов, 19, 7 миллиона

10 объектов, 9,5 миллиона

1 (Клуб в Семибратово), 2 миллиона

1 объект (Комсомольский парк в Ростове), 3,5 миллиона

Угличский район

24 объекта, 14 миллионов

1 объект, 9,9 миллиона

1 (ДК в Заозерье), 1,5 миллиона

1 объект (парк Победы в Угличе), 3,2 миллиона

Тутаевский район

9 объектов, 17 миллионов

3 объекта, 357,5 тысяч

1 (РДК в Константиновском), 3 миллиона

-

Одним словом, муниципальные образования области по-прежнему остаются «бедными родственниками». Ярославлю достаются «золотые горы», а «периферии» приходится довольствоваться обещаниями. Во всяком случае, пока (мы оценивали ситуацию исключительно на текущий момент). Поменяется ситуация или нет – покажет время. И желание власти её изменить. Хочется верить, что праздник жизни всё-таки наступит. И муниципалы не окажутся на нём лишними.

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
В регионы Центральной России, в т. ч. в Ярославскую область, стали ввозить мусор из Москвы и Московской области. Считаете ли Вы такое решение региональных администраций правильным?