Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

21.09.2017
Ярославль
443
КПД ПРОЕКТА «БКД»

Или дороги в зоне особого внимания

Региональная власть уже научилась добывать деньги на ремонт дорог. Осталось научиться делать их качественно и в срок. С этим дело обстоит гораздо сложнее.
КПД ПРОЕКТА «БКД»

Выборы закончились, избирком подвёл итоги, Дмитрий Миронов официально вступил в должность Губернатора Ярославской области. Церемонию инаугурации даже решили совместить с торжествами в честь окончания работ в зоне ЮНЕСКО. По поводу чего на Советской площади вновь замутили грандиозное действо с разводом караула Кремлёвского полка и концертом Дениса Майданова. К слову, окончить работы в историческом центре должны были ровно месяц назад – к 19 августа, о чём имелось поручение градоначальника Владимира Слепцова. Но Владимир Витальевич вновь ошибся со сроками. И демонстрацию красной плитки, свежепобеленных храмов и нового туалета в Демидовском сквере пришлось отложить. Правда, и к 19 сентября полного завершения работ не наблюдалось. По-прежнему стоял в лесах Кирилло-Афанасиевский монастырь. Была перекопана вся территория вокруг Успенского собора. Оставались недоработки в Демидовском сквере. А асфальт на площади Челюскинцев за несколько дней до инаугурации первого лица и вовсе укладывали в дождь. В общем, завершение получилось каким-то условным. Но это ещё полбеды. Есть сомнения, что в срок будет закончен другой, гораздо более значимый для Ярославля проект – «Безопасные и качественные дороги» (БКД). В качестве «часа икс» в контрактах всех подрядчиков указана дата 1 октября. Конечно, немного времени ещё осталось. Перефразируя цитату из легендарного фильма «В зоне особого внимания»: «В современной войне всё решают доли секунды». Но будем реалистами: к середине сентября из 29 городских улиц в эксплуатацию ввели только одну. Так что шансы закончить всё вовремя невелики. И в ближайшие дни обстановка на дорожном фронте однозначно будет максимально приближена к боевой.

«Матчасть» на пять баллов

Первые лица.jpgВ начале – немного теории. Проект «Безопасные и качественные дороги» был инициирован на федеральном уровне и реализуется с этого года. Он затрагивает 38 городов с населением более 500 тысяч человек. Точнее, даже не городов, а целых агломераций, поскольку работы также затрагивают 20-километровую пригородную зону. Финансирование осуществляется на паритетных началах: половину даёт федерация, половину – региональный и местный бюджеты. Применительно к Ярославской агломерации эти суммы составили, соответственно, 625 миллионов и 681 миллион рублей. Общая стоимость проекта на 2017 год – 1 миллиард 306 миллионов. Важно отметить, что проектом подразумевается приведение дорог в нормативное состояние (которому даже по самым скромным подсчётам у нас не соответствует 70% магистралей). О новом строительстве или капитальном ремонте речи не идёт. В лучшем случае работы предусматривают замену верхнего и нижнего слоёв асфальта, установку бордюрного камня, обустройство тротуаров, остановочных комплексов и светофоров.

Программа рассчитана на несколько лет. В 2017 году в неё попали 50 объектов. Помимо непосредственно улиц к ним относятся также элементы искусственного освещения, тросовые ограждения и светофоры. Но это так, «мелочи» (хотя в денежном выражении «мелочи» оказались весьма затратными). Главное – это, конечно же, ремонт 34 магистралей: 5 областных (пригородные направления) и 29 городских. Изначально в Ярославле планировалось отремонтировать на две дороги меньше. Но в результате экономии от торгов в план удалось «вписать» давно вызывающую справедливые нарекания автомобилистов улицу имени первой женщины-космонавта Валентины Терешковой и проезд имени менее известного революционера Николая Подвойского. Для удобства восприятия мы свели полный перечень улиц областного центра, которые должны сделать в этом году, в одной таблице.

Таблица. Перечень объектов проекта «БКД» в г. Ярославле (2017 г.).

Наименование объекта

Протяженность, км.

Стоимость работ, млн. руб.

Улица Панина

0,7

13,4

Улица Полушкина роща

4,1

110,3

Улица Труфанова

2,4

62,7

Ленинградский проспект (второстепенный проезд)

0,5

12,3

Республиканский проезд

6

99,3

Улица Свердлова

2,7

50,6

Улица Тургенева

0,7

10,7

Улица Некрасова

1,6

17

Улица Володарского

2

28

Улица Лисицына

0,7

8,6

Улица Шевелюха

3,2

30,8

Улица Маяковского

2,6

61,2

Улица Серго Орджоникидзе

1,6

41

Улица Космонавтов

1,2

10,9

Улица Ляпидевского

0,6

10

Юго-Западная окружная дорога

1,7

34,1

Улица Гудованцева

1,2

12,6

Улица Бахвалова

0,9

11,8

Улица Наумова

0,6

8,5

Улица Большая Фёдоровская

1,9

58,8

Улица Маланова

2,3

25,6

Улица Красноперекопская

1

16,4

Улица Менделеева

1

15,6

Суздальское шоссе

3,5

63,9

Улица Суздальская

1,2

16,8

Улица Пирогова

2,1

26,8

Автодорога от улицы Калинина до федеральной трассы М-8

1,2

20,1

Улица Терешковой

0,7

22,4

Проезд Подвойского

1,1

21

Сразу отметим, что сам по себе проект «Безопасные и качественные дороги» нельзя не приветствовать. На самом деле, без всякого юродствования. Во-первых, хорошо, что федерация в принципе начала давать деньги на ремонт дорог в какие-то другие города, кроме Москвы и Сочи. Да, в абсолютном выражении эти объёмы не сравнимы. Зато средства будут поступать регулярно. Как минимум, до 2025 года (именно на такой срок рассчитан проект). Во-вторых, радует, что в список этих «других» городов попал и Ярославль. При худшем стечении обстоятельств отказать нам могли легко (благо, повод можно найти всегда – от неподготовленной документации до не проведённых конкурсов). К счастью, отказа не последовало. И уже не столь важно, какими причинами это обусловлено (выборы, статус Дмитрия Миронова, личные указания федерального руководства или что-то ещё). Важно, что работ подобного масштаба в областном центре не было со времён 1000-летия. В юбилейный год количество ремонтируемых дорог было даже меньше, чем сейчас. А впоследствии о подобных подарках жителям приходилось только мечтать. Для сравнения: в 2016-м в городе делали только восемь дорог. Притом, две из них (улица Урицкого и проспект Ленина) предусматривали двухлетний контракт. Сегодня объёмы практически в четыре раза больше. Понятно, что на этом фоне настроение ярославских автомобилистов улучшилось. Теперь они шутят, что, например, по Полушкиной роще после ремонта стало скучно ездить. Одним словом, идея абсолютно правильная. Как говориться, «матчасть» на пять баллов. Но вот исполнение…Исполнение как всегда оказалось не на высоте.

«Незачёт» по срокам

Со сроками выполнения дорожных работ в этом году как-то сразу не задалось. Первоначально подрядчиков должны были определить в самом начале апреля. Однако пошли жалобы дорожников, вмешались активисты ОНФ, отреагировала ФАС. В результате аукцион провели лишь 15 мая. А непосредственно к работам приступили практически в начале июня. Потом подкачала матушка-природа. Откровенно говоря, погода в этом сезоне действительно подсыпала дорожникам перца. И по температуре, и по осадкам лето оказалось значительно хуже, чем в прошлом году. Но всё это – аргументы «в пользу бедных», которые мало волнуют и заказчиков, и истосковавшихся по ровному асфальту горожан. Подрядчик участвует в конкурсе и подписывает контракт, находясь в здравом уме и твёрдой памяти. А коли взялся за гуж – не говори, что не дюж. Тем более, что организация работ у самих подрядчиков на определённом этапе откровенно хромала (из-за чего, например, проворонили тёплое начало августа).

Улица Володарского-1.jpgВ сухом остатке с учётом всех объективных и субъективных причин к середине сентября получилась следующая картина. К слову, довольно безрадостная. Из 29 ярославских улиц сдали только одну – улицу Панина в Дзержинском районе. Вернее, её часть протяжённостью около 700 метров. Недаром её первой показывали высокому федеральному начальству. Плюс – шесть светофоров. На этом всё. Да, несколько улиц уже практически готовы и по ним организовано движение. В качестве примеров можно назвать Полушкину рощу, Труфанова, Шевелюху, Маяковского, Космонавтов и ряд других. Но официально они пока приняты не были. С другой стороны, треть улиц из плана отремонтировали менее, чем наполовину. В среднем, исполнение составляло 30-40%. В основном, это касалось объектов во Фрунзенском и Красноперекопском районах. Хотя несколько примеров было и в центре. Например, улицу Некрасова начали асфальтировать лишь во второй декаде сентября. Не всё гладко было и на улице Володарского. Любому человеку, живущему или работающему в Кировском районе, не стоит объяснять, что по будням обе эти дороги плотно заставлены машинами. Даже летом. Что уж говорить про сентябрь, когда заканчивается пора отпусков и граждане массово возвращаются к исполнению своих трудовых обязанностей. Очевидно, не стоит объяснять и про те неудобства, с которыми эти граждане столкнулись.

В целом к сентябрю программа «Безопасные и качественные дороги» была исполнена только на 32%. В абсолютных цифрах это 410 миллионов рублей (из 1,3 миллиарда). Конечно, у подрядчиков ещё остаётся пара недель. Повторимся, официальной датой окончания всех работ является 1 октября, да несколько дней могут дать «сверху» из-за различных обстоятельств непреодолимой силы (в том, что такие обстоятельства появятся, думаем, никто не сомневается). Но даже с учётом этих обстоятельств, слабо верится, что все 100% работ смогут закончить в срок. Слишком много ещё не сделано. И планирование по-прежнему остаётся у нас слабым местом. Кроме того, оставшиеся дороги наверняка будут доделывать в авральном режиме. Что в той или иной степени не может не отразиться на качестве. Но об этом – разговор отдельный.

Пересдача по качеству

После всех пертурбаций с конкурсами на работы по проекту «Безопасные и качественные дороги» в Ярославле вышли три подрядчика. Это ООО «Угличское ДСУ», вологодское ООО «Дорожное управление» и московское ООО «Экоград». По неподтверждённой информации, у каждого из подрядчиков были свои «покровители» в Правительстве Ярославской области и даже федеральных структурах. Первые две организации давно занимаются дорожным хозяйством и имеют опыт работ в Ярославской области. Третья фирма ранее в наших пенатах замечена не была. 

Тем не менее, замечания по ходу работ получили все подрядчики. Нарекания были самыми разнообразными: недостаточная глубина или плохое качество фрезерования (в процессе «срезания» старого асфальта), кривые бордюры, несоответствующие требованиям ливневые колодцы, отсутствие элементарного водоотведения и обустройства заезда во дворы. На отдельных объектах лабораторные испытания не прошёл и новый асфальт. Например, были случаи несоответствия ГОСТ по водонасыщению и плотности. В таких случаях дорожникам выдавали предписания на переустройство полотна. Увы, ждать их исполнения зачастую приходилось долго.Общая культура производства работ также нередко оставляла желать лучшего. К тому же, отдельные победители конкурса не смогли обойтись без субподрядчиков и сразу же озаботились их поиском. 

По имеющейся неофициальной информации, в качестве таковых выступили и компании печально известных дорожников Вагинака Погосяна и Эдуарда Авдаляна, к работе которых неоднократно возникали претензии заказчиков. Погосян вообще получил реальный срок за мошенничество, а две когда-то связанные с ним фирмы угодили в список недобросовестных исполнителей. Но генподрядчики с упорством, достойным лучшего применения, почему-то продолжают использовать труд этих колоритных дорожников. А заказчики продолжают закрывать на это глаза. Формально, прямых рычагов давления у них нет. Но все взрослые люди отлично понимают, что при желании всегда можно найти меры административного воздействия. Очевидно, пока это желание не слишком велико. Либо есть какие-то иные аргументы, неведомые простым смертным. К слову, одна из контор Погосяна также получила субподряд на уборку Дзержинского района. Так что «сотрудничество» с ним идёт уже «на системной основе». Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что в качестве субподрядчиков выступали и другие компании, работа которых также была далека от идеала.

Суздальское шоссе-1.jpgПожалуй, больше всего нареканий было к ООО «Экоград» (выполняет работы в Красноперекопском и Фрунзенском районах Ярославля). Повторимся, ранее она не была замечена на ярославском рынке. Да и дорожными работами, судя по всему, занималась не слишком активно. К началу сезона она практически на месте не имела ни техники, ни рабочих. Отсюда – срыв внутренних графиков, нарекания по качеству работ и масса неудобств для автомобилистов. Например, срезав старый слой асфальта на Суздальском шоссе и улице Большой Фёдоровской, подрядчик несколько недель не торопился укладывать новое полотно. Всё это время водители стирали подковы своих железных коней. А речь идёт об основных магистралях данных районов с соответствующим транспортным потоком. Серьёзные проблемы были на улицах Маланова, Суздальской, Пирогова и других, что подтвердили не только инспекции заказчика, но и проверки общественности. На сегодняшний день объекты компании находятся в наименьшей степени готовности. И если не произойдёт чуда, соблюдение сроков представляется крайне маловероятным.

Масса замечаний как всегда была и к проектной документации. С которой, вообще-то, всё начинается. Тем не менее, её качество по-прежнему оставляло желать лучшего. А на отдельных объектах бумаги и вовсе отсутствовали. Кроме того, есть данные, что стоимость работ кое-где была существенно завышена. Официально это никто не подтверждает. Но учитывая то, что разработкой ПСД у нас занимаются достаточно вольно и все кому не лень, а экспертиза проверяет лишь общее соответствие методике, это вполне может быть. Так что контроль на первом этапе не слишком жёсткий. Кстати, о контроле. Несмотря на еженедельные репортажи о проверках, всё лето не покидало ощущение, что «Агентству по муниципальному заказу ЖКХ» (как главному заказчику) остро не хватало специалистов. Что, в общем, подтверждала видная невооружённым глазом текучка кадров (во всяком случае, в руководящем составе учреждения). Никто не призывает раздувать штаты казённых структур. Но проблему нужно решать. К примеру, что мешает наделить контрольными функциями сотрудников районных администраций? Тем более, что они всё равно участвуют в проверках. И на ковёр в мэрию, в случае чего, их тоже вызывают. Так не разумнее ли дать им соответствующие полномочия и спрашивать уже на законном основании? Пока этот вопрос остаётся риторическим. Впрочем, как и все остальные.

Дороги41.jpgПодытожим. В целом, определённые перемены на дорожном фронте есть. Радует масштаб работ и внимание к проблемным улицам. Но, увы, хронические болезни тоже никуда не делись. Возможно, не на всех объектах. Но на значительной их части точно. В итоге, своевременное выполнение проекта «БКД» оказалось под огромным вопросом. Мы говорим об этом не для красного словца, и не ради какой-то огульной критики. Увы, всё это – суровая и объективная реальность. А хотелось, чтобы она была менее суровой. Тем более, что добиться этого не так сложно. Тот же нелюбимый всеми 44-ФЗ и связанные с ним подзаконные акты спокойно позволяют вводить для подрядчиков определённые требования материально-технического и финансового характера, дабы не допускать к аукционам конторы, в активах которых есть только стул, стол и ручка. Обеспечительные меры по государственным контрактам тоже никто не отменял. Да и подготовкой ПСД можно озаботиться заранее. Вопрос лишь в том, воспользуются ли организаторы работ и распорядители бюджетных средств этими простыми и понятными механизмами. Проект «Безопасные и качественные дороги» рассчитан надолго. То, что могут списать на издержки первого года, вряд ли прокатит в дальнейшем. Федеральный центр наверняка найдёт способ заменить нерадивых участников программы на более расторопных. С учётом того, что плохих дорог в Ярославле ещё хоть отбавляй и все они ждут ремонта, попасть в первую категорию и оказаться лишними на этом празднике жизни очень не хочется.

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Как Вы думаете, у кого больше всего шансов победить на выборах Президента РФ?