Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

05.05.2014
Политика и экономика
1430
Странная война или всюду принципы неВМЕШАТЕЛЬСТВА
Главные события в мире политики и экономике для всего мира сейчас проходят в Украине. Если быть точным в Восточной Украине. Количество городов, которые открыто заявляют о необходимости федерализации Украины, растет с каждым днем и объяснить это только подстрекательством России крайне сложно.
Странная война или всюду принципы неВМЕШАТЕЛЬСТВА

В ответ на это центральные киевские власти пугают сепаратистов наказаниями и продолжением воинской операции. Но уж больно как-то все странно происходит. Города Восточной Украины переходят из рук в руки, количество жертв (кроме Одессы) минимально, повстанцы сбивают вертолеты, а правоохранительные органы как минимум бездействуют, а как максимум потворствуют «сепаратистам». Несмотря на эскалацию конфликта В.Путин вдруг держит паузу и не желает вообще ничего делать. И даже говорить на эту тему. То он был готов вводить войска в Восточную Украину, то друг как воды в рот набрал. Как будто бы все идет по плану. Не исключено что так и есть. Очевидно сейчас то, что каждый убитый, каждая новая жертва рождает еще больший внутренний протест среди мирного населения Восточной Украины. По настоящему никто воевать не хочет, однако новые жертвы обязывают к сопротивлению и активизируют все большие слои населения. Это как цепная реакция, остановить, которую уже никто не может. Это, похоже, понимают и киевские власти и поэтому сильно на рожон не лезут – то подойдут к центру города, то снова отойдут. В целом получается какая-то странная война. Больше напоминающая маневры. Ее больше показывают по телевизору, нежели она есть на самом деле. То есть война, конечно, есть, но она больше информационная – не зря так обе стороны борются за телевизионные вышки, именно телевидение сейчас является главным оружием поражения. То же самое неделю назад я видел в Западной Европе только с обратной стороны.

война1.pngРеальности сейчас, похоже, не знает никто, многие процессы уже просто вышли из под контроля. Из под контроля всех сторон конфликта. И чем дольше так будет происходить, тем меньше шансов у центрального киевского правительства взять ситуацию хоть в какие-то управляемые рамки. Поэтому-то пауза Путина так объяснима: чем дальше в лес – тем больше помидоры… Все стороны конфликта все больше погружаются в пучину противоречий и непонимания. И с каждым днем - все больше и больше. Быть немножко в стороне, чтобы в нужный момент выйти из-за печки – очень выгодно. Без России, похоже, этот конфликт уже никак не погасить. Хотя сама постановка вопроса о федерализации Украины со стороны Президента страны, который возглавляет сверхцентрализованное государство, уж как-то совсем странновато. Хотя это, похоже, уже никого не удивляет: борьба давно идет не в правовом поле, а в поле виртуальном – все играют мускулами, но никто по-серьезному биться не хочет.

Из той же серии и санкции против России. На прошлой неделе были объявлены новые санкции – опубликованы списки лиц из ближайшего окружения Путина, счета и активы, которых заморожены в США. (При этом что-то никто не публикует размер этих сумм и перечень активов. Хотя бы общий). Плюсом одно международное рейтинговое агентство (S&P) понизило не только суверенный кредитный рейтинг России, но также рейтинги отдельных крупных российских компаний (санкциям подвергнутся и 17 российских корпораций), а также российских подразделений таких банков как UniCredit, BNP Paribas, Sumitomo Mitsui, Торгово-промышленного банка Китая, Райффайзенбанка, Bank of Tokyo Mitsubishi UFJ. Удивительно, но факт, на новые санкции российский фондовый рынок ответил даже некоторым ростом котировок. Эксперты утверждают, что все ждали более суровых санкций Запада, а потому все получилось с точностью до наоборот. Будет ли так всегда? Вряд ли. Хотя уже иногда от западных санкций становится скорее смешно, чем грустно. Уже очевидно, что Европа совсем не хочет ссориться по-крупному с Россией. Она не хочет терять рынки сбыта и соответственно терять деньги (крупные корпорации Германии даже написали по этому поводу открытое письмо канцлеру Меркель). А США этого требует. Поэтому приходится все время маневрировать, все время придумывать что-то такое, что на экранах телевидения выглядело бы весьма грозно, а в реальности скорее походило бы исключительно на постоянную дипломатическую работу.

На санкции против ключевых секторов российской экономики власти США и ЕС пока не идут. Европе будет трудно отказаться от российских энергоресурсов, а именно это было бы наиболее серьезным ударом, считают аналитики. К временным перебоям в энергоснабжении Европа хорошо готова, в том числе благодаря высоким запасам газа, писали аналитики Fitch, заместить 7-14% российского газа Европа может, наращивая собственную добычу. А вот замена поставок альтернативным СПГ экономически невыгодна, считают в Morgan Stanley: это потребует дополнительных расходов в $7-8 млрд в год, но Европа будет двигаться в сторону снижения зависимости от российских поставок. В целом Европа заинтересована в диверсификации своего газового рынка, а Китай, на который так рассчитывает Россия, не заменит ей европейского потребителя. Тем более, что уже реально прорабатываются варианты поставок газа из таких стран как Азербайджан, Туркмения и Иран.

Несмотря на краткосрочный рост акций российских предприятий, нельзя сказать, что дела в экономике России обстоят так уж хорошо – она фактически уже вошла в рецессию. Об этом, заявил глава миссии Международного валютного фонда в РФ Антонио Спилимберго. Он также объявил, что МВФ резко ухудшил прогноз роста ВВП России в 2014 г. Еще в начале апреля эксперты Фонда полагали, что за нынешний год экономика России вырастет на 1,3%, теперь прогнозный показатель опущен до 0,2%. Риск дальнейшего снижения темпов роста экономики России связан не столько с геополитической напряженностью, сколько со структурными проблемами российской экономики. В принципе косвенно это признают и Центробанк РФ, и Минэкономики.

Вообще есть ощущение того, что люди близкие к Кремлю и влияющие на реальную внутреннюю и внешнюю политику государства, очень хорошо чувствуют текущую общественно-политическую и экономическую конъюнктуру. Крымский блиц-криг на фоне ухудшения ситуации в экономике – это то, что российские власти смогли приподнести народу. И в целом это сработало – повышение патриотизма и международного статуса страны в обмен на «временные трудности» (которые, правда, могут превратится в долговременные), это то, что народ готов кушать. По крайней мере, пока. По данным ВЦИОМа, доля респондентов, уверенных в том, что Россия в ближайшие 15-20 лет станет великой державой, за год выросла с 41 до 54%; считающих, что она уже великая держава, - с 10 до 20%. Это максимальные показатели с 2003 г., подобный, но менее мощный прилив великодержавности наблюдался осенью 2008 г., после грузинской войны. Доминирующим признаком великой державы по инерции считают развитую экономику (52%), но важность мощной армии тоже выросла за год с 35 до 42%, а вот важность уровня благосостояния граждан упала с 33 до 25%. Также любопытен размен демократии и прав человека (падение с 8 до 3%) на роль мирового центра влияния (рост с 6 до 11%).

Общество в целом поддержало такой выбор: по данным «Левада-центра», главным достижением Путина на посту президента граждане считают возвращение Россией статуса великой державы (51% в 2014 г. против 36% в 2013 г.). Фонд «Общественное мнение» сообщает, что с декабря 2012 г. доля людей, называющих себя патриотами, выросла с 64 до 75%. При этом, возможно, не до конца осознана и угроза изоляции. Еще один опрос ВЦИОМа показывает, что граждане не верят в возможность изоляции России от Запада (50% считают ее маловероятной, 13% — невозможной). В общем, большинство народа пребывает если не в восторге, то в некоей эйфории. Российские власти явно сделали выбор в пользу великодержавности при низком качестве жизни граждан.

война2.pngГраждане этот выбор поддержали: державность лучше богатства. Причастность к величию государства сегодня кажется большинству граждан России ценностью более важной, чем личное благосостояние. Сравнительные исследования удовлетворенности жизнью показывали в последние годы ее рост у россиян, Потребительская уверенность стала снижаться во второй половине 2013 г. Но тут как раз подоспела сначала Олимпиада, а затем и победоносная война. Однако противоречие между величием державы и уровнем благосостояния граждан иллюзорно, и всегда временно – нельзя кормить народ величием страны сколь угодно долго, если роста благосостояния не будет хотя бы в среднесрочной перспективе. Нужно будет находить какую-то замену.

И вот еще одно подтверждение нового общественного тренда. В последние несколько дней сделан очередной крен в сторону ограничения свободы слова. Теперь атакам подвергается Интернет. И если потеря Павлом Дуровым поста гендиректора соцсети «ВКонтакте» еще можно рассматривать как конфликт бизнес-интересов, то открытый и публичный (хотя и аккуратный) наезд Путина на «Яндекс» - явный звоночек к тому, что все может быть подконтрольно государству. И достаточно скоро. Это вопрос технический и его решение зависит от желания одного единственного человека. Может, это пока пугалка, но уж больно она симптоматична.

Ну и напоследок. Кремль может еще больше ограничить самостоятельность губернаторов. Правительство намерено расширить круг чиновников, имеющих полномочия снимать губернаторов и ключевых чиновников их администраций. Соответствующие поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Правительство РФ внесло в Госдуму. Сейчас отстранить главу региона от должности могут только президент или большинство законодательного собрания региона. Планируется, что федеральные министры получат возможность инициировать представления об отстранении губернаторов от должности за «ненадлежащее исполнение своих обязанностей». Кроме того, предполагается, что министры смогут требовать увольнения руководителей профильных региональных ведомств и заместителей губернаторов. Главы регионов должны реагировать на министерские представления в 10-дневный срок. Законопроект можно объяснить попыткой правительства повысить свой бюрократический вес, получить часть полномочий, всегда принадлежавших Кремлю и лично Владимиру Путину. Высшая бюрократия стремится ослабить влияние губернаторов, которое укрепится после возвращения выборов и подготовленного в Кремле сокращения полномочий местного самоуправления. Его пытаются уравновесить новой контролирующей инстанцией. Инициатива правительства отражает негативную экономическую ситуацию в регионах. По данным Независимого института социальной политики, к марту долг региональных бюджетов составил 31% их собственных доходов, у 40% регионов он выше 50%, у семи регионов долг превысил доходы. В условиях финансового кризиса регионы с трудом выполняют указы президента о повышении зарплат бюджетникам, на выполнение многих других полномочий им не хватает сил и средств. В этой ситуации политические менеджеры пытаются создать новые рычаги давления на губернаторов и ручного управления провинцией. В общем, полная федерализация, господа. Внутри и снаружи.

Евгений Голубев

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?