Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

01.07.2023
Здоровье
1519
Павел Нестеров: раком болеют много, но умирают все реже
Ярославская область в последнее время традиционно является "лидером" по онкологической заболеваемости в России. Но люди стали все меньше умирать от этой болезни, поскольку стала лучше работать система диагностики и выявляемости рака. Об этом и о многом другом нам рассказал главный врач Ярославской областной онкологической больницы Павел Владимирович Нестеров.
Павел Нестеров: раком болеют много, но умирают все реже

Одну из самых страшных болезней современности – онкологию, можно по праву назвать чумой 21 века. Ежегодно этот коварный недуг уносит тысячи жизней. Как известно, в Ярославском регионе ситуация с заболеваемостью ею непростая. Мы спросили у главного врача Ярославской областной онкологической больницы Павла Владимировича Нестерова, каковы механизмы появления злокачественных образований, можно ли их избежать, почему наши соотечественники предпочитают лечиться за границей и о многом другом.

 

Высокая выявляемость рака - это не всегда плохо

- Павел Владимирович, наш регион называют лидером по заболеваемости раком. Так ли это?

Nesterov.jpg- Так было в 2021 году, когда по статистике Ярославская область заняла первое место в стране по заболеваемости злокачественными образованиями. За 2022 год официальной статистики пока нет. По ощущениям, первыми не останемся, но можем войти в число лидеров.

- Связано ли это с обилием производств, расположенных на ярославской земле?

- Ярославская область - исторически промышленно развитый регион. Но у нас в стране есть еще более развитые индустриальные территории, к примеру, промышленные города Урала. При этом заболеваемость там ниже чем у нас. Относительно нашего региона прежде всего нужно говорить о хорошей выявляемости. Высокая заболеваемость – это плохо, но в прошлом году по показателю смертности от онкологических патологий мы достигли исторического минимума в регионе за последние 10 лет. Болеют много, но умирают реже. Хуже было бы, если заболеваемость оказалась низкая, а смертность высокая. Это означает недостаточный уровень диагностики.

- По статистике какими видами рака больше болеют женщины и мужчины?

- Как в России, так и в нашем регионе лидирующее место среди заболеваний злокачественными образованиями занимает рак легкого, желудка, колоректальный рак, рак молочной железы у женщин и рак предстательной железы у мужчин. Они вносят наиболее существенный вклад в статистику заболеваемости. Я умышленно не упоминаю базальноклеточный рак кожи. Он занимает первое место в структуре заболеваемости. Но это – благоприятно протекающая опухоль, которая редко метастазирует. Поэтому чаще говорим про более грозные патологии.

- Как не пропустить болезнь?

- Существует понятие профилактики любого заболевания. Применительно к злокачественным образованиям, есть первичная, когда следует устранить факторы риска, и вторичная – проведение ранней диагностики, профосмотров, диспансеризации–выявления патологии на начальной стадии. Подавляющее большинство опухолей можно вылечить на I-II стадии. В этом случае чаще наступает полное излечение. Но мало кто любит ходить к врачам, когда, казалось бы, совершенно здоров. При появлении клинической симптоматики – определяемая опухоль, болевой синдром, кровотечение во время обследования, как правило, выявляют уже запущенные формы, нередко метастатические и о полном излечении говорить не приходится.

 

Как можно обезопасить себя от рака

- Как вылечить рак?

- Если выставлен онкологический диагноз, главное для пациента – строгое выполнение рекомендаций врача.

- А если диагноза нет, как себя обезопасить?

- ЗОЖ – это всегда хорошо, как и здоровые привычки в части адекватных физических нагрузок, нормального режима питания с достаточным количеством овощей и фруктов, исключения факторов риска таких как курение, избыток алкоголя, избыточная пребывание под ультрафиолетовыми лучами. Избегайте переедания и лишнего веса, стрессов и перенапряжения, регулярно проходите медицинские осмотры.

избежать рака.jpg- Есть гипотеза, что в организме каждого человека присутствуют раковые клетки…

- Это не совсем верно.

- Откуда берется это заболевание? Как возникает патология, которая потом вырастает в опухоли, метастазы и т.д.?

- Любая злокачественная опухоль – это поломка в геноме на уровне хромосом. В человеческом организме клетки постоянно обновляются за счет деления. Иногда случаются «поломки», и клетки становятся отличны от своего нормального окружения. Это так называемые хромосомные мутации – удвоение участка ДНК, перемещение участка ДНК в несвойственную для него позицию, отличную от нормальной, пропуски геномных последовательностей в хромосоме. Подобные «поломки» появляются практически постоянно. В норме, в человеческом организме есть система, которая их распознает и устраняет.

- Иммунная система?

- Иммунная система является частью этого сложного механизма. Мутации, которые приводят к изменению клеток, распознаются, устраняются и дальше не развиваются. Но иногда случаются пропуски хромосомных аномалий и, как правило, чем старше организм, тем больше накапливается этих аномалий. В какой-то момент «мутировавшие» клетки перерождаются из нормальных в злокачественные, теряют связь с окружением и начинают бесконтрольно размножаться. Организм перестает контролировать их рост, они проникают в кровь, лимфу и развиваются метастазы. Это смоделированный классический путь развития опухоли. Если на эту систему контроля «давить извне» факторами риска, шанс возникновения «поломок» увеличивается в разы.

 

Группа риска

- Кто входит в группу риска?

- Курильщики, работники вредных производств, особенно, где применяются фенолы и формальдегиды. Любители неправильного питания, спиртного. Спровоцировать возникновение заболевания может ожирение, потребление красного мяса – применительно к раку толстого кишечника, малоподвижный образ жизни, сахарный диабет, наличие хронических заболеваний слизистых, избыток ультрафиолета.

фикторы риска онкологии.jpg

- Случается, ли рак у людей с аутоиммунными заболеваниями?

- Аутоиммунные заболевания не провоцируют возникновение злокачественных опухолей. Это совершенно другое направление, когда собственная иммунная система дает сбой и воспринимает нормальные ткани организма как чужеродные. Но от возникновения онкологических заболеваний и такие пациенты не застрахованы.

- Есть наследуемые опухоли?

- Подобные геномные наследственные нарушения известны, но далеко не все и не для каждой опухоли. Более того, если близкий родственник болел раком, не факт, что у его потомка обязательно будет это заболевание.

- Много ли случаев в регионе заболеваний среди детей и чем чаще всего они болеют?

- К счастью, немного. Детская онкология — это отдельная и очень сложная дисциплина. В основном, в нашем регионе у детей диагностируют гемобластозы – злокачественные патологии кроветворной системы.

 

Отечественная онкомедицина ничуть не хуже заграничной

- Нередко можно услышать о сборе деньги для лечения онкобольных в клиниках Израиля, Германии и других стран. Почему люди стремятся к заграничным врачам, там применяется другая методика лечения или иные препараты?

- Это выбор пациентов. Отечественная медицина ничуть не хуже заграничной. С точки зрения хирургических технологий, методик лучевой терапии, лекарственной терапии существенной разницы нет. В настоящее время нам, онкологам, доступно все. У наших хирургов руки те же, может даже и лучше. Рутинную лучевую терапию мы проводим в нашей больнице на линейных ускорителях. Прибегаем к помощи коллег из федеральных центров, если необходима, та же протонная лучевая терапия или применение более сложных методик, к примеру, из-за мелких образований в головном мозге, когда рядом расположены жизненно важные структуры и требуется, так называемая, радиохирургия. Активно работаем с Национальным медицинским исследовательским центром, Всероссийским онкологическим центром им. Н.Н.Блохина в Москве. Регионы, которым ближе Санкт-Петербург, сотрудничают с НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, южные регионы – с Ростовским онкоцентром.

Центр им. Блохина.png

В свое время российские пациенты стремились попасть не только за границу, но и в онкоцентры в Москве и Санкт-Петербурге, потому что в регионах не все технологии были доступны. Сейчас, благодаря колоссальному вниманию, которое уделяется онкологической службе в нашей стране, ситуация кардинально поменялась. С точки зрения технологий, помощь онкологическим больным стала существенно доступней. Например, в Ярославской онкологической больнице хирургические операции проводятся при всех основных локализациях злокачественных новообразований, за редким исключением. Мы не занимаемся, к примеру, онкоортопедией, но не потому что не умеем. Просто таких пациентов немного, и делать единичные операции в наших условиях нецелесообразно. Поэтому больных со злокачественными опухолями костей направляем на лечение в федеральные центры, которые на этом специализируются, проводят ежедневные операции, имеют огромный опыт, и принимают пациентов со всей страны. 

У нас нет службы нейроонкологии, но есть прекрасные специалисты в Ярославской областной клинической больнице, которые оперируют пациентов с опухолями центральной нервной системы. После этого, при необходимости, мы забираем их к себе на лучевую и химиотерапию. В нашей структуре мощная консолидация лечебных учреждений и четко выстроена вертикаль от центральной районной больницы до федеральных институтов.

Стала доступна телемедицина, благодаря чему мы можем оперативно получить консультацию и рекомендации специалистов из федеральных центров. С лекарственными препаратами проблем не возникает, они, в принципе, одинаковы во всем мире. Производителей на этом рынке не так много. Более того с каждым годом отечественных препаратов для лечения онкозаболеваний становится все больше, и по качеству они абсолютно не уступают зарубежным аналогам.

- Почему лекарства и диагностика при онкологии такие дорогие?

- Это бизнес. Если вы придумаете идею, реализуете, выйдете с ней на рынок, то будете вправе устанавливать свою цену, а дальше все решают законы рынка. Когда над одной молекулой трудится несколько сотен человек на протяжении 10-15 лет, это колоссальные затраты, которые надо возвращать. Любая технология проходит длинный путь от идеи до ее практического применения.

 

Онкопомощь доступна. И она работает по единым стандартам.

- Насколько доступна онкопомощь в Ярославле?

- В нашем регионе работают два ЦАОПа – Центра амбулаторной онкологической помощи. Один – в городской клинической больнице №9 в Ярославле и второй – в городской больнице №1 в Рыбинске. На базе этих центров пациентам проводится диагностика и лекарственная терапия в дневном стационаре недалеко от места жительства, и им не нужно за этим ехать в областной центр. В этом году должны запустить еще два – один на базе клинической больницы им. Н.А. Семашко в Ярославле, другой в Угличе. На перспективу будем обсуждать еще возможность открытия таких центров.

Как уже было сказано выше с точки зрения диагностики и лечения наши возможности существенно расширились. В 2019 году в стране стартовал федеральный нацпроект «Борьба с онкозаболеваними», обновились нормативно правовые акты в части оказания онкологической помощи, был разработан новый федеральный порядок маршрутизации пациентов. Четко прописано, при какой локализации, куда и как направлять пациентов на диагностику и лечение. Ежегодно обновляются клинические рекомендации по лечению злокачественных новообразований по всем локализациям. Полный список диагностических обследований размещен в рубрикаторе клинических рекомендаций, доступном любому доктору, начиная от центральной районной больницы до федерального онкологического центра. И что крайне важно вся служба работает по единым стандартам, что у нас в центральной России, что на Урале или во Владивостоке.

- Насколько, по-Вашему, эффективны скрининги и анализы на онкомаркеры и надо ли их делать постоянно, чтобы себя обезопасить?

- То и другое эффективно и реально может помочь обнаружить заболевание на ранней стадии и контролировать его. Но это не значит, что надо постоянно сдавать всевозможные анализы, чтобы исключить онкопатологию. Многие из них прописаны в порядке проведения диспансеризации, и могут служить онкомаркерами, тот же мазок с шейки матки, анализ кала на скрытую кровь, анализ на ПСА– простатический специфический антиген для мужчин. Это белок, который вырабатывается клетками простаты и служит индикатором её состояния. Из-за воспалений или новообразований его уровень в крови повышается. Однако, например, СА-125 – онкомаркер рака яичников, важен при постановке диагноза и оценке динамики лечения. Его не назначают всем, а лишь при наличии подозрения на дополнительное образование в яичнике. То есть здесь уже первично подозрение на опухоль, а не сам онкомаркер.

То же самое с анализом крови на SCC – рак шейки матки. Он важен при оценке динамики состояния пациента после лечения, или при подозрении на рецидив. Но перед его назначением, в первую очередь, необходим осмотр гинеколога, УЗИ и мазок, который возьмут в поликлинике и отправят на исследование к нам в лабораторию.

Левина.jpgВ настоящее время профилактические мазки с шейки матки со всей области отправляются к нам в нашу централизованную лабораторию. Со временем мы пришли к выводу о необходимости централизованного проведения подобных исследований. У истоков формирования этой лаборатории стояла выдающийся доктор и прекрасный специалист Алла Израилевна Левина. Таким образом, мы разгружаем лечебные учреждения на местах, а уровень специалистов и материально-техническая база областной онкологической больницы позволяют качественно и быстро проводить необходимую диагностику.

Скрининги также эффективны и позволяют обследовать здоровых людей для выявления заболевания на ранней стадии. В ближайшее время запускаем скрининг рака шейки матки для женщин трудоспособного возраста. Оборудование уже закуплено, приобретаем расходные материалы. Следующий шаг – создание лаборатории для проведения скрининга на колоректальный рак. Вся подготовительная работа для этого уже проведена, ждем открытия нового корпуса онкобольницы. Часть помещений в старом здании освободится, и мы займем некоторые под лабораторию.

- Сотрудничает ли Ярославская областная онкологическая больница с частными клиниками в рамках договоров обязательного медицинского страхования?

- Нам нет смысла отправлять пациентов по ОМС в частные клиники, поскольку, с точки зрения лечения и диагностики онкологических заболеваний, все самые передовые технологии в этой области находятся у нас. В случае возникновения необходимости, о которых я уже упоминал, мы направляем пациентов в федеральные центры, с которыми у нас очень тесные и дружеские отношения.


Анастасия Берабер


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?