В политическом плане август всегда был особенным месяцем для нашей страны. История даёт массу примеров судьбоносных решений, принятых в этот период, и обернувшихся без преувеличения катастрофическими последствиями: от средневековых бунтов до начала Первой мировой войны. Да что там Средневековье, когда при жизни всего одного поколения «тридцатилетних» событий набралось уже на целый учебник. Конечно, август 1991 как попытка добить государство. Надо сказать, окончательно так и не удавшаяся. Да, СССР больше нет. Но страна, слава Богу, живёт. А ностальгия по советским временам лишь усиливается. Или август 1998 как способ уничтожить экономику. Снова не получилось, несмотря на спад производства и катастрофическое обнищание населения. Всего через год Правительству Евгения Примакова удалось стабилизировать ситуацию, в «благодарность» за что Борис Ельцин сменил его на Сергея Степашина. И вот – август 2019 и события в Москве как эксперимент по ликвидации оппозиции. Хочется верить, тоже неудавшийся. Подобной гражданской активности не было давно. Чуть ли не каждую субботу в столице проходили массовые митинги, собиравшие десятки тысяч людей. Формально – в поддержку честных выборов. Фактически – по гораздо более широкому кругу вопросов. Вдумайтесь: несмотря на дождь и полицейские дубинки люди упрямо продолжали выходить на протест. Притом, люди совершенно разные: от фанатов Навального до сторонников КПРФ. Наверное, в воздухе действительно началось какое-то движение, и мы стоим на пороге перемен. Народ желает и ждёт их. И не исключено, что они могут начаться с ближайших выборов 8 сентября. В том числе и в Ярославской области.
Уважаемые читатели наверняка спросят: при чём здесь митинги в Москве и муниципальные выборы в где-нибудь Даниловском районе? В столице всегда идёт какая-то «движуха». Но где столица, и где – мы? Это и так, и не так одновременно. Многие события на самом деле начинались и заканчивались в Первопрестольной, обходя провинцию стороной. Однако в данном случае имеются сразу два «но». Во-первых, есть подозрения, что нынешние акции протеста – это только начало. И это не только наша точка зрения. В подобном ключе говорят многие специалисты по изучению общественного мнения. Кто не верит, может посмотреть в интернете. Благо, аналитики за последнее время было достаточно. Так что протест вполне может перекинуться на регионы. Более того: отчасти это процесс уже начался.
Во-вторых, не вполне правильно было бы считать митинги в Москве исключительно «политическими». Люди отстаивали участие в выборах «альтернативных» кандидатов, поскольку они предлагали принципиально иную, отличную от «официальной», программу. А это не только политика, но и экономика, социалка, ЖКХ и так далее, и тому подобное. То есть самый широкий спектр проблем. Проблем, актуальных уже по всей стране. В том числе и на местах. Более того: на местах их чувствуют гораздо острее, чем в пресыщенной столице. И ждут их решения. В том числе посредством тех же выборов. Только своих, местных. В данном смысле при всей «несерьёзности» их можно считать своеобразной «моделью» будущего избирательного цикла, который начнётся через два года. Этаким «циклом в миниатюре». От того, как поведут себя кандидаты, и какой получат результат, в известной степени можно будет выстраивать будущие стратегии.
Две недели назад (смотрите статью «Красный пояс? Пояс верности? Нет, политическая мозаика!» от 6 августа) мы говорили, что поддержку жителей Ярославской области 8 сентября получат те кандидаты, которые будут проводить активную кампанию среди избирателей с упором на личные встречи и предлагать позитивную (но при этом реальную) программу действий. Разумеется, со счетов нельзя списывать и широкое представительство различных политических сил, ибо победы без участия не будет по определению. Прогнозы насчёт кандидатов мы сделали ещё в прошлом месяце (смотрите статью «Выборы по сусекам» от 11 июля) Сегодня, когда агитационный период входит в решающую фазу, мы можем сделать промежуточный анализ по всем названным пунктам и оценить: насколько наши предположения сбылись, а мысли подтвердились.
Начнём с начала, то есть с представительства. Благо, количественный и качественный составы кандидатов известны. Их регистрация завершилась 7 августа. Эту процедуру успешно прошли 899 человек, хотя первоначально за кресла в органах местного самоуправления боролись 926 претендентов. Соответственно, в муниципальные советы городских и сельских поселений (включая повторные выборы депутата Муниципального Совета города Рыбинска по одному из округов) было выдвинуто 835 кандидатов, из них зарегистрировано 816. На должности глав поселений (24 сельских и 1 городское) выдвинули 91 кандидата, стадию регистрации прошли 83. Статистика по субъектам выдвижения отражена в таблице.
Таблица. Статистика кандидатов на выборные должности
в органы местного самоуправления Ярославской области 8 сентября 2019 г.
Политическая партия (субъект выдвижения) |
Количество кандидатов в депутаты муниципальных советов |
Количество кандидатов в главы поселений |
«Единая Россия» |
449 |
25 |
КПРФ |
183 |
5 |
ЛДПР |
115 |
25 |
«Справедливая Россия» |
26 |
3 |
«Казачья партия России» |
2 |
- |
Самовыдвижение |
41 |
25 |
Итого: |
816 |
83 |
В целом, картина вполне предсказуема. Ожидаемое первое место по общему количеству кандидатов – у «Единой России», на второй строчке – КПРФ, замыкает тройку лидеров ЛДПР. Правда, есть два интересных нюанса. Во-первых, четвертое место заняла не политическая партия, а кандидаты-самовыдвиженцы, которых на нынешних выборах оказалось достаточно много. Во-вторых, «Справедливая Россия», имеющая неплохие позиции в ряде районов, отметилась более чем скромным представительством. Не обошлось и без забавных моментов (что тоже неплохо, ибо юмор продлевает жизнь, в том числе политическую). На выборах были зарегистрированы два кандидата от Казачьей партии Российской Федерации. Наш регион не первый раз привлекает представителей этого сословия (с царских времён, правда, сильно видоизменившегося), в том числе в ходе избирательных кампаний. Почему-то вспомнился уже ставший «классическим» фильм «День выборов». И фраза кандидата в губернаторы в исполнении незабвенного Василия Уткина: «Казаки, родные мои, могу ли я, внучатый племянник Григория Мелехова, не знать, что вам, казакам нужно?». Это так, лирическое отступление. А теперь по существу. Про количество и качество.
«Единая Россия» по традиции использует тактику «ковровых бомбардировок». То есть старается закрыть своими кандидатами все имеющиеся выборные должности. На сей раз на 476 мандатов она выставила 474 соискателя. В их подборе прослеживается определённая закономерность. Во-первых, это действующие чиновники и депутаты. Во-вторых, значительное количество кандидатов являются директорами школ, заведующими детскими садиками и фельдшерскими пунктами, начальниками организаций ЖКХ, руководителями крупных сельскохозяйственных предприятий и так далее. То есть теми людьми, которые, с одной стороны имеют определённый авторитет среди населения (что хорошо), а с другой – обладают доступом к административному ресурсу (что хорошо для самих кандидатов, но плохо для чистоты выборов). Конечно, это не значит, что они им воспользуются. Но теоретически такая возможность есть.
Вместе с тем, как мы уже отмечали в наших предыдущих статьях, в «Единой России» прослеживается определённый кадровый голод. Это было хорошо видно в ходе праймериз. Это подтвердилось и при выдвижении кандидатов (из 25 действующих глав партия повторно выставила 18 – на одного больше, чем по итогам собственного предварительного голосования). Наконец, это нашло отражение в участии в выборах целых «трудовых династий». К примеру, в муниципальный совет Ивняковского сельского поселения Ярославского района идёт сестра депутата областной Думы Михаила Никешина Светлана. А в представительный орган сельского поселения Красный Профинтерн – брат действующего главы Ярославского и бывшего руководителя Некрасовского района Николая Золотникова Александр.
Впрочем, семейственность присуща не только «Единой России», но и КПРФ. К примеру, депутат областного парламента Елена Кузнецова отправила на выборы сразу и мужа, и сына. Они являются кандидатами в Гаврилов-Ямском районе. А в Кузнечихинском сельском поселении идёт сестра депутата муниципалитета и секретаря районного отделения КПРФ Наталии Бобряковой Алёна Дьячевкая. Кроме того, в том же списке фигурирует некто Александр Бобряков. Конечно, подобная практика не возбраняется. История знает немало примеров талантливых родственников в политике. Но сам факт кадрового дефицита это не отменяет. Во всяком случае, применительно к нынешним выборам. У КПРФ он отчасти подтверждается ещё одной показательной особенностью – немалым количеством временно не работающих кандидатов и претендентов, имеющих судимость. Конечно, во всех случаях она погашена. Но поскольку сведения о ней указываются в обязательном порядке, данное обстоятельство может оттолкнуть избирателя. С учётом того, что коммунисты всё равно выставляют таких людей, скамейка запасных у них и впрямь короткая.
В остальном состав представителей КПРФ был довольно точно представлен нами в статье «Выборы по сусекам». Во-первых, это действующие депутаты (к примеру, Елена Демченко в Гаврилов-Яме, Андрей Панченко в Данилове, Юрий Комогорцев и Алексей Марков в Некрасовском, Дмитрий Алфеев в Пречистом). Во-вторых, помощники депутатов областной Думы от КПРФ (при беглом просмотре были замечены люди Александра Воробьёва, Эльхана Мардалиева, Елены Кузнецовой, Валерия Байло, Дениса Дёмина). В-третьих, большое количество людей пенсионного возраста (молодёжь тоже представлена, но в меньшем количестве). Кроме того, от коммунистов пошли и бывшие представители других партий. Этакие «легионеры». В частности, Виталий Зыков (ЛДПР, брат экс-депутата Государственной Думы Маргариты Свергуновой), Анатолий Рыков («Справедливая Россия»), Михаил Волхонский («Партия великое отечество»). Но это – довольно распространённая практика, которой пользуются и другие участники политического процесса.
Но если с претендентами на депутатские кресла у КПРФ ещё более-менее (всё-таки, партия закрыла более 40% потенциальных мандатов), то с кандидатами в главы всё печально. Коммунисты выставили всего пять человек: в Туношне (Ярославский район), Охотине (Мышкинский район), Октябре (Некоузский район), Бурмакине и Некрасовском (Некрасовский район). Понятно, что с такой куцей статистикой рассчитывать на успех не приходится.
В этом плане показательным является пример третьей парламентской партии – ЛДПР. При всём кадровом кризисе (гораздо более системном, чем у «единороссов» и коммунистов) они выставили кандидатов на все вакантные посты глав. Здесь тактика либерал-демократов схожа с «партией власти» - те же «ковровые бомбардировки». Возможно, шансов на победу у них не больше, чем у коммунистов. Однако у ЛДПР уже есть свой глава (в прошлом году Павел Пухов выиграл выборы в Курбском сельском поселении), а у КПРФ – нет. К тому же, 100% покрытие территории позволяет достичь определённого политического эффекта в глазах избирателей – за счёт всё того же широкого представительства. И в этом плане подход ЛДПР выглядит более дальновидным.
В остальном, либерал-демократы как всегда представили довольно пёструю палитру кандидатов: от генеральных директоров и главных инженеров до внештатных корреспондентов партийной газеты. На выборы идут действующие депутаты (к примеру, Андрей Пантюхов или Александр Белов), помощники областных парламентариев и те, кого обычно называют «профессиональными кандидатами». Здесь полного покрытия уже не получилось, хотя в предыдущие год ЛДПР старалась делать это и на выборах представительных органов. Очевидно, что преодолеть кадровый кризис, случившийся после гибели координатора областного отделения партии Виктора Кашапова уже восемь лет назад, пока не смог ни один из его преемников.
Налицо застойные явления и в «Справедливой России». У неё самые низкие показатели по всем кандидатам. На глав партия выставила всего трёх человек – в Середском поселении Даниловского района, а также Вощажниковском и Высоковском поселениях Борисоглебского района. При этом, в последнем случае «эсеров» представляет действующая глава Вера Ермолина. Кандидатов в депутаты всего 26. Как не удивительно, но особой активности партия не проявила даже в Борисоглебском районе, где у «эсеров» всегда были хорошие результаты. Из пяти поселений кандидаты «СР» присутствуют только в двух – Высоковском и Борисоглебском. В первом случае при собственном главе выставлены всего два кандидата (десятая часть от общего количества мандатов), во втором – пять (половина). И это – на вотчине руководителя регионального отделения «Справедливой России» Анатолия Грешневикова! Огромная недоработка.
Неважным оказалось и представительство партийных кандидатов на выборах депутатов других райцентров. Так, в представительные органы в Большом селе, Гаврилов-Яме, Пошехонье и Пречистом не выставлено ни одного человека, в Мышкине и Некрасовском – по одному, в Данилове – два. Единственное исключение составил Новый Некоуз, где зарегистрировали семь человек. Правда, трое из них выбыли уже после регистрации. Таким образом, в отличие от своих соперников «эсеры» используют тактику «точечных ударов». То есть действуют в тех районах, которые сами считают наиболее перспективными. Или в тех, где могут набрать кандидатов. Но в заданных условиях такой метод вряд ли сработает на результат. Особенно там, где есть конкуренция. В общем, «Справедливая Россия» - главное разочарование избирательной кампании. Хотя её участие в муниципальных выборах всегда было весьма неплохим. Ещё недавно партия имела полсотни представителей в половине районов области и даже несколько глав. Похоже, эти времена остались в прошлом.
Далее – пара слов об агитации. Помнится, лет пятнадцать назад в среде политтехнологов большой популярностью пользовался приём, названный «От двери к двери» (ОДД). Он подразумевал комплексный поквартирный обход и личный контакт агитатора с каждым избирателем. Несмотря на колоссальные трудозатраты, технология была достаточно эффективной. И сегодня она вновь актуальна. Ранее мы уже писали, что на успех 8 сентября могут рассчитывать те кандидаты, которые проведут активную кампанию с упором на личные встречи. Иными словами, объездят каждую деревню, поздороваются с каждым колхозником, и «подержатся» за каждую бабушку. Анализ текущего момента показывает, что как минимум две партии уже приняли это на вооружение.
Лучше всех сработала «Единая Россия». Точнее, не лучше, а больше. Правда, «партии власти» в известном смысле помогала власть исполнительная. Прежде всего, эта помощь заключалась в различных программах, с помощью которых могли «засветиться» кандидаты. На наш взгляд, главная работа шла по трём направлениям. Во-первых, губернаторский проект «Решаем вместе!». Особенно один из его разделов – поддержка местных инициатив, сформированный преимущественно благодаря поправкам областных депутатов-«единороссов» (порядка 160 миллионов рублей). Напомним, что данное направление предусматривает ремонты социальных учреждений, установку детских городков, закупку оборудования и спортинвентаря и решение других текущих вопросов. С точки зрения пиара данные работы трудно переоценить. Во-первых, позитивное содержание. Во-вторых, это то немногое, что реально можно сделать на местах. В-третьих, ни рубля собственных затрат – всё оплачивается из бюджета. В-четвёртых, удачный выбор времени – основные работы проходят в период активной фазы избирательной кампании. Конечно, программа является областной и более актуальной для региональных парламентариев. Но кандидаты в органы местного самоуправления тоже зарабатывают на ней неплохие политические дивиденды. Они присутствуют на всевозможных «контрольных» мероприятиях, проверяют качество работ, выступают по телевидению, и налаживают тот самый личный контакт с избирателями. Что от них и требуется.
То же самое касается двух других программ – строительства дорог и расселение аварийного жилья. Первое направление только в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (на который выделено более 2,8 миллиарда рублей) затрагивает три «выборных» района – Гаврилов-Ямский, Даниловский и Ярославский. Особенно последний, где ремонтируют сразу семь объектов. Кроме того, капитально реконструируют мосты в Некрасовском и Большом селе. Получается половина муниципальных образований. По второй программе (финансирование которой составляет более 360 миллионов рублей) предусматривается расселение «аварийки» в Ярославле, Угличе, Мышкине, Пошехонье, Некрасовском и Ярославском районах. И снова в четырёх муниципальных образованиях из шести – выборы. Стратегия поведения кандидатов остаётся той же, что и с «Решаем вместе!». Поэтому представители «Единой России» активно этим пользуются. Откройте сайт «Ярославского региона» или включите «Первый ярославский» - и вы в этом убедитесь.
Представители КПРФ также довольно активно проводят встречи с избирателями. Прежде всего, коммунисты «окучивают» Ярославский район. Они уже провели встречи с избирателями в Лесной Поляне, Заволжье, Красном Бору, Прусово, Дубках, Туношне, Ивняках и других населённых пунктах. Тем самым, «закрыв» практически всю территорию района. Из других муниципальных образований стоит отметить работу КПРФ в Гаврилов-Ямском и Некрасовском районе. Кроме того, коммунисты постарались следовать федеральному тренду (о чём мы говорили в начале статьи) и 17 августа приняли участие в протестной акции «За честные и чистые выборы! За власть закона и социальные права граждан!» на проспекте Сахарова в Москве. Ярославцы отправили в столицу довольно внушительную делегацию. Но не забыли увязать это событие с местной политической повесткой.
В тот же день в Ярославском районе был организован автопробег под аналогичными лозунгами. Участники останавливались в населённых пунктах по ходу движения, общались с местными жителями, раздавали газеты, принимали наказы от населения. Задумка получилась интересной. И, скорее всего, «выстрелит» в нужном направлении. Во всяком случае, никто из конкурентов ничего подобного не сделал.
Что касается ЛДПР и «Справедливой России», то они пока что не были отмечены какой-то особой предвыборной активностью. ЛДПР, правда, планирует митинг 22 августа. А вот последняя новость на официальном сайте «эсеров» датирована 12 июля. В основном же речь идёт о рядовых приёмах граждан областными депутатами и распространении партийной печати. К слову, для нынешних выборов вообще характерно отсутствие большого количества наглядной агитации. Что представляется вполне логичным. Ибо, дорого в изготовлении и требует колоссальных затрат на распространение. А для муниципальных выборов это не оправдано. Поэтому кандидаты ограничиваются информационными сообщениями и бесплатными публикациями в местных газетах.
Такой на сегодняшний день мы увидели кампанию по выборам в органы местного самоуправления Ярославской области 8 сентября. Какой окажутся её результаты – узнаем уже скоро. Главное, чтобы формирование позитивной политической повестки, на которую упирают некоторые кандидаты, не закончилось на следующий день после голосования. Сегодня и так никто и не за что не отвечает. Так пусть хотя бы на местном уровне в этом плане произойдёт перелом.
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ